«Прекрасная и похожая». Живопись Наталии Егоршиной. К 90-летию со дня рождения

24 марта 2016 2614

Место проведения: отдел «Русские художники ХХ века в Абрамцеве» Музея-заповедника Абрамцево
 
Период проведения: с 25 марта по 9 мая 2016 года
 
«Прекрасная и похожая». Живопись Наталии Егоршиной. К 90-летию со дня рождения
 
25 марта 2016 года в выставочном павильоне «Русские художники XX века в Абрамцеве» открывается выставка «”Прекрасная и похожая”. Живопись Наталии Егоршиной. К 90-летию со дня рождения».
 
В чём уникальность нынешнего абрамцевского проекта, или выставки произведений Наталии Егоршиной? Выставка носит ретроспективный характер: живопись второй половины 1950-х — начала 2000-х годов. Ретроспекция предполагает фиксацию творческого развития, или (если решить, что в творчестве развития нет, а есть периоды пластического и смыслового поиска) разного воплощения (решения) художественных идей и задач. Выставка позволяет это увидеть. Более того, редко экспонируемые полотна 1957 года, написанные в Абрамцеве, по эстетической концепции являются «переходными» от академического стиля к стилю новаторскому, экспериментальному, построенному на законах авангардной живописи начала XX века. 
 
Взыскательный абрамцевский зритель увидит живопись чудесного колориста и сочинителя, поскольку работы, в большинстве своём, отличаются прихотливой и даже загадочной разработкой мотива. Егоршина приятно увидит скептиков и даже обезоружит их непосредственностью восприятия мира, которая свойственна «необученному» детскому сознанию и которая безвозвратно утрачивается с возрастом, с жизненным опытом. 
 
Ещё один аспект творчества художника освещает выставка: опыты Наталии Егоршиной в керамике. Мало кто знает, что Егоршина, живописец милостью Божьей, свой профессиональный путь начала в декоративно-прикладной секции Союза художников РСФСР. В 1960-е она работала с глиной, на гончарном круге формовала лапидарные керамические сосуды. Процесс необычайно трудоёмкий, потому как вазы и блюда получали размеры «монументальных» объектов. Декорировала сосуды цветными пигментами и солями металлов, крайне редко – глазурями и эмалями. Уникальные по форме и колориту вещи напоминают искусство древнегреческого или римского гончара.
 
Редко какой художник ценился в профессиональной среде так, как Егоршина. Несмотря на то, что она рушила все каноны, все общепризнанные правила поведения, все авторитеты. Несмотря на её абсолютную самостоятельность — в стиле, видении мира, понимании вещей, явлений, людей, ситуаций. Её ценили за профессиональную школу, твёрдую руку и несгибаемую волю, дисциплину ежедневного творческого труда. В сочетании этих качеств и выявлялась творческая личность Наталии Егоршиной. А любили её за  творческие фантазии, прочтение которых ещё впереди.
 
Биографическая справка:
 
Наталия Егоршина (1925–2010) в 1953 году окончила живописный факультет Ленинградского института имени И. Е. Репина. Экспонент выставок с 1955 года. С 1961 года – член Союза художников СССР. В 2001 году избрана членом-корреспондентом Российской Академии художеств. Произведения находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Музея-заповедника «Абрамцево» и других музеев России. За рубежом — в музеях Кёльна, Аахена, Софии, Лондона.