Зимогория

10 декабря 2012 6000 Вперед

Русский фольклор некогда создал фантастическую страну мужицкого рая — “Беловодье”. Аналогичный советский жанр 1920-1930-х — страну “Лимонию”, где получают миллионы (“лимоны”), десять лет гудки гудят да двадцать лет на работу собираются. И более реальную “Зимогорию” – там, где зиму горюют без дров и продуктов. Именно в эту страну коллективно попали жители Загорска в 1931-32 годах.

 


Холодно, товарищи!

Кончился НЭП с его свободной торговлей и свободным перемещением товаров. Всё это сменили заборные талоны (карточки) и ордера. В том числе и на основное топливо тех лет — дрова.

Проблема отопления стояла в ту зиму столь остро, что без тепла оставались как дома жителей, так и административные здания. Один из тогдашних руководителей комсомола вспоминал, как он по привычке заночевал в своем кабинете, накрывшись шинелью. А наутро, глянув в зеркало, увидел себя абсолютно “седым” — всё вокруг было покрыто инеем.

Беспорядочной порубкой, как в эпоху военного коммунизма, баловаться было уже невозможно. За самовольно срубленное дерево, даже на своем участке, грозил штраф в 25 рублей, сумма по тем временам очень крупная. К тому же этот штраф приравнивался к судимости. На страницах протоколов заседаний Загорского горсовета то и дело появлялись жалостные заявления граждан о снятии штрафа за порубку. Удовлетворялись они в редких случаях, разве что с учётом многодетности, инвалидности или “слабосильности” (то есть нахождения за чертой тогдашнего прожиточного минимума).

Для спасения ситуации власти стали выписывать ордера на заготовку дров (порубочные билеты). Обычно они доставались членам профсоюзов и их близким. Вчерашние “эксплуататоры”, не принадлежавшие к классу победивших пролетариев и беднейших крестьян, видимо, должны были довольствоваться теплом воспоминаний.

Как и в годы “военного коммунизма”, спасением стали субботники, воскресники, декадники, трудмобилизации. Кроме того, граждане, получившие счастливый порубочный билет и делянку для вырубки, добывали и доставляли дрова по принципу “самозаготовки” и “самовывоза”.

Учитывая проблемы “Зимогории”, городские власти к новой зиме начали подготовку заранее и исподволь. Летом 1932 года была создана новая структура — “Райтоп”, ведавшая проблемами обеспечения топливом общественного и частного сектора. Несколько позже по аналогии возник “Гортоп”. Эти ведомства на несколько десятилетий сделались в нашем районе топливными монополистами.

“Через месяц, через два...”

Осенью 1932 года проблемам заготовки дров было посвящено заседание Пленума президиума Райсовета. Обратимся к его протоколу — документу достаточно показательному.

“Резолюция по докладу Райтопа о снабжении школ, больниц и учреждений дровами в отопительный сезон 1932-33 гг. Отметить совершенно не-
удовлетворительное выполнение заготовки дров во II квартале (на 7/VI выполнено 10%), отсутствие соцсоревнования, бригадного метода труда, точного учёта запаса топлива на складах потребителей и т.д., что ставит под угрозу срыва плановое снабжение. Президиум РИКа предлагает:

1. Предложить Райтопу под личную ответственность т. Апыхтина заготовку дров, потребную для отопительного сезона 32/33 гг., закончить полностью к 1/ХI, для чего приступить к вербовке недостающего количества лесорубов, всемерно развивая среди лесорубов соцсоревнование, ударничество и бригадный метод работ.

2. Предложить Райтопу в течение декадного срока произвести точный учёт потребности топлива на отопительный сезон, а также произвести учёт запаса топлива, имеющегося на складах потребителя.

Считать правильным организованную Райтопом заготовку пня, угольника и косогора для покрытия дефицита в топливе и одновременно внедрение более дешёвого топлива. (...) Райтопу для бесперебойного снабжения потребителя топливом предложить всем хозяйственным организациям, имеющим свой транспорт, вывозку производить своим транспортом, а Райтопу обеспечить в первую очередь бюджетные учреждения и жакты”.

“Не хлебом единым”

И это правильно. Только хлебом жив не будешь. Тем более что его дают по заборным талонам и далеко не всегда в должном количестве. Другое дело — картошка и капуста. Их можно выращивать как на общественных огородах и в колхозах, так и на индивидуальных участках граждан. Традиции огородничества в городе были очень сильны. Местный сорт капусты-”сахарки” славился на всё Подмосковье и по популярности мог конкурировать с муромскими или луховицкими огурцами.

Однако именно с капустой в 1930-х годах случались бесконечные накладки. Регулярно срывался централизованный план её поставки от новоиспеченных колхозов. Грозным постановлением власти предписывали не допускать торговлю капустой без справок от сельсоветов о выполнении “капустного” плана. Да ещё грянул скандал вокруг кролиководческого совхоза завода “Авиахим”.

В окрестностях Загорска московские предприятия-шефы имели свои хозяйства. Одно из них располагалось в районе Гражданского посёлка и занималось разведением кроликов. Главным продуктом, которым рассчитывали кормить лопоухих, была, конечно, капуста. Поэтому при ферме создали подсобное хозяйство, специализировавшееся на её разведении. Часть урожая предписывалось сдать всё по тому же “централизованному плану”.

Неизвестно, что произошло — то ли капусту продали на сторону, то ли она действительно не уродилась на неподготовленной земле, но директор совхоза отправил в Горсовет заявление о больших потерях при уборке урожая. А его заместитель т. Панов взял и доложил о том, что заявление — дезинформация. Выступивший с содокладом по этому вопросу ответственный работник предположил конфликтную ситуацию личного характера между директором и его подчинённым. После долгих прений решили, что, в принципе, без этой капусты никто не умрёт, “были бы зайцы сыты”.

За порчу картофеля так легко отделаться было уже невозможно. Президиум РИКа принял отдельное постановление о том, что “в случае обнаружения порчи картофеля виновные будут привлекаться к уголовной ответственности”.

На носу была пятнадцатая годовщина Октябрьской революции. В ознаменование этого решили 1 ноября 1932 года провести первый районный слёт колхозников, обеспечить полное выполнение плана по поставкам, выдать по заборным талонам картофель и овощи за октябрь и ноябрь. А о том, как этого добились, какие случались “штурмовые декадники по закончанию заготовок” (орфография сохранена), написать в районной газете “Вперёд”.

Не знаю, как сложилось тогда, но через 80 лет мы задание товарищей выполнили.

Алекс РДУЛТОВСКИЙ

Источник информации: Газета Вперед