Нестор Хломов

06 февраля 2012 5297

Мы начинаем серию материалов, посвященных землякам, оставившим яркий след в памяти современников, но ныне частично забытых.

Житель Загорска Нестор Васильевич Хломов производил на окружающих очень сильное впечатление: высокий, статный, оригинально и красиво одетый, почти всегда с мольбертом или большой папкой. “Сразу видно — художник”, — рассказывали нам жители Большой Кукуевской улицы, помнившие его еще в детстве. Смотрели на него с восхищением, тем более что у Нестора Васильевича было две специальности: по одной он был учителем физики и математики в школе рабочей молодежи, по второй — живописцем и графиком, чьи работы хранятся во многих галереях, включая самую главную, Третьяковскую.

Нестор Хломов

НАЧАЛО И ПРИЗНАНИЕ

Нестор Хломов родился в 1928 году в Кзыл-Орде, детство провел в Можайске. В Загорск семья переехала в 1943-м — после того, как на фронте погиб старший брат и умер отец.

В том же году Нестор определился с будущим призванием и поступил в художественную школу при Суриковском институте, которую окончил в 1948 году.

После школы он пытался поступить на художественный факультет ВГИКа, но, получив “двойку” за сочинение, пошел учиться на физико-математическое отделение Загорского учительского института, не переставая, однако, заниматься живописью.

Работая в школе, Нестор Васильевич продолжал регулярно писать натюрморты и пейзажи, занимался ксилографией, линогравюрой, осваивал технику Палеха. Всегда с интересом изучал книги по живописи и графике, регулярно посещал выставки отечественных и зарубежных художников в московских музеях — словом, самосовершенствовался.

Это принесло свои плоды. В 1957 году Нестор Хломов стал лауреатом Молодежной вы-ставки на Фестивале молодежи и студентов Московской области. Его картина “Вечер на Трубеже” (Трубеж — река в Ярославской области, впадает в Плещеево озеро. — Ред.) была приобретена Третьяковской галереей, а пейзаж “Гроза над озером” был отмечен искусствоведом в “Московской правде” как один из лучших. Для молодого живописца это было признанием. Через несколько лет он стал членом Союза художников СССР.

В ВОСПОМИНАНИЯХ ДРУЗЕЙ

Дом Хломовых всегда был открыт для друзей и знакомых, о чем они потом всегда вспоминали с теплотой.

Художник Геннадий Галактионов так описал свое знакомство с Нестором и время, проведенное с ним. “Меня давно интересовал человек, ходивший по нашему городу с большим альбомом, высокий, с пышной пшеничной шевелюрой, в необычном костюме, — писал он. — Особенно зимой: в короткой куртке с двумя нагрудными карманами, в необычной для тех времен обуви — меховых унтах. На голове шапка — воронье гнездо. Он был какой-то вообще загадочный: то ли писатель, то ли художник, то ли летчик.

В электричке Москва — Загорск все прояснилось: он постоянно рисовал. В одну из очередных поездок в Москву в тамбуре мы и познакомились. “Хломов, Нестор, — сказал он мне. — Учусь в МХШ, живу в Загорске. Заходи”.

Дом на Кукуевской, возле рынка, поначалу не произвел отрадного впечатления. Ма-ленькая прихожая с печкой, рядом охапка дров. Очень небольшая комната: рабочий столик, обеденный стол, не-обычное для столь маленькой комнаты кресло. Но стены — сплошной восторг! В добротных старинных рамах — настоящая живопись. На рабочем столике — антиквариат. И книги, книги, книги...

Сейчас не перестаешь удивляться, как в этой крохотной комнатке по воскресным дням собиралось человек десять-пятнадцать молодых людей, интересы которых крутились в области искусства и литературы. Царила атмосфера доброжелательного отношения друг к другу, атмосфера влюбленности, юмора и шуток”.

Алла Анатольевна Янышева, вдова знаменитого фотографа Бориса Ведьмина, тоже с удовольствием вспоминает Нестора Хломова и его семью. “В 1952 году после окончания института инженеров железнодорожного транспорта меня направили на работу на Загорский участок энергоснабжения Ярославской железной дороги, — пишет она. — Недалеко от вокзала была маленькая амбулатория для железнодорожников, а зубным врачом в ней служила Илария Сергеевна Охотская — мама Нестора Васильевича Хломова. Он тогда уже окончил художественную школу при Суриковском институте и учился в учительском институте в Загорске на физмате. У меня заболел зуб, и я отправилась к Иларии Сергеевне. Она приняла меня ласково, и лечение было не страшным. Илария Сергеевна рассказывала мне, что у нее сын художник и что он обязательно напишет мой портрет. Это было удивительно. Я навестила их в деревянном домике на склоне Кукуевского оврага, в маленькой комнате с печкой. Это был такой теплый уголок в незнакомом мне городе. Мы подружились.

Портрета нет, но осталась большая жизнь и самые близкие друзья.

Мы почти одновременно создали семьи. Инна с Нестором осенью 1956 года, я с Борисом весной 1957-го, и вся жизнь с тех пор вместе — такие теплые, сердечные отношения.

Друзья Нестора и Инны стали нашими друзьями. Постоянно встречались и в дни рождения, и в канун Нового года, и у нас в Загорске, и в Заветах Ильича, и в мастерских на Сиреневом бульваре.

Жизнь была трудная, небогатая, проблемы заработка у художников были всегда. Помню Нестора с рюкзаком, с холстом — такой странник на этой земле. Писал он очень много — и для заработка, и для души, очень уставал. Иногда он заходил к нам отдохнуть душой, поговорить про это искусство — про настоящее...”

ТВОРЧЕСКИЙ ИТОГ

Нестор Хломов скончался в 1988 году, оставив после себя обширное творческое наследие. Его всегда занимала русская архитектура и Русский Север: большие серии его работ посвящены Кирилло-Белозерскому, Соловецкому, Саввино-Сторожевскому, Ферапонтову монастырям, Троице-Сергиевой лавре. Он писал с натуры храмы в Московской, Владимирской, Вологодской, Архангельской, Петрозаводской областях.

Очень яркие, зрелищные, наполненные местным колоритом полотна художник привез из поездок по Средней Азии, Крыму и Кавказу.

Работы последнего десятилетия жизни Н. В. Хломова посвящены крупным событиям русской истории, известным деятелям культуры России. Среди них два триптиха — “Куликовская битва” и “К 300-летию русского флота”, портреты Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина.

Нестор Хломов

Писал Нестор Васильевич и “заказные”, как принято было говорить в советское время, работы: “Молодые повара”, “Портрет тракториста”, работы по мотивам детских сказок для детских садов, картины с Лениным и Горьким.

Значительная часть картин Нестора Хломова сегодня находится в частных коллекциях в России, Испании, Германии, Франции, Америке.

Картины художника хранят Государственная Третьяковская галерея, Государственный историко-художественный музей в Соловках, музей-усадьба “Мураново”, Сергиево-Посадский историко-художест-венный музей-заповедник. В конце 2007 года в нашем музее прошла большая персональная выставка его произведений.

Александр ГИРЛИН

Газета "Вперед"