Скобянке – 70. Воспоминания комсомолки

06 февраля 2012 3340

Из почты “Краеведческого вестника”

Прочитав в прошлом выпуске «Краеведческого вестника» статью Исаака Марона «Скобянке – 70», я обратила внимание на то, что он больше пишет о технической стороне заводской жизни. Мне же хочется вспомнить, как была организована жизнь заводской молодежи.

Я пришла на завод 57 лет назад, в 1954 году. Мне было 17 лет, предприятие называлось «п/я №12». Сначала меня приняли подсобной рабочей на складское хозяйство, затем работала кладовщицей, табельщицей. Потом пошла учиться в вечерний заводской техникум, и вскоре меня перевели работать в цех №18. В нем меня избрали секретарем комсомольской организации, а позже, в 1969 году, освобожденным заместителем секретаря заводского комитета комсомола.

Так началась моя работа с молодежью. Комсомольцев на заводе было около трех тысяч человек. На заседаниях заводского комитета комсомола ставились самые разные вопросы. Вспоминаются такие большие дела: посадка липовой аллеи от Клементьевского поселка до завода (к сожалению, она не сохранилась), помощь подшефным совхозам в заготовке кормов, организация разнообразных субботников, строительство кафе в подвале заводского Дома культуры, создание устного журнала «Современник», помощь подшефному детскому дому в Птицеграде, организация художественной самодеятельности в цехах и отделах, проводы призывников в ряды Советской армии, проведение детских каникул в подшефных школах.

Все эти работы выполнялись молодежью из цехов и отделов после работы и в выходные дни.

Комитет комсомола часто обращался за помощью к дирекции завода, в партком и профком, мы были им подотчетны. Для проведения того или иного мероприятия часто требовались поддержка и советы руководства ЗЭМЗа и денежные средства, за которыми мы нередко обращались непосредственно к директору Виктору Германовичу Попову.

Скобянке – 70. Воспоминания комсомолки

По окончании моей работы в комсомоле мне была поручена работа с подростками. Молодые ребята приходили к нам из ПТУ-22 и просто «с улицы». И тем, и другим было нужно обучение и помощь старших. В каждом цехе был свой совет наставников, проводились соревнования на лучшего шефа-наставника. Их итоги подводились ежеквартально, победители заносились на заводскую доску почета и поощрялись материально. Лучшему шефу-наставнику Борису Михайловичу Барденкову, который передал свой профессиональный опыт не одному десятку ребят, была даже выделена квартира.

При заводе организовали университет наставников, где рекомендации по работе с молодежью и трудными подростками давали лекторы из Москвы. Из нашего города для обмена опытом приглашались сотрудники детской комнаты милиции.

В годы моей работы с молодежью мне особенно запомнились проводы ребят в ряды Советской армии. Призывники с оркестром шли к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне, где сейчас находится Вечный огонь. Возложив венки, они возвращались в заводской Дом культуры, где для них было организовано напутственное слово уже отслуживших солдат и выступление художественной самодеятельности. Каждому призывнику вручались подарки: книги, записные книжки, ручки. Девушки дарили им цветы.

Не меньшей популярностью пользовался устный журнал «Современник». Он проходил ежемесячно в заводском Доме культуры, выступать приезжали выдающиеся спортсмены, деятели искусств, выступал даже знаменитый еще со времен войны диктор Юрий Левитан.

Работа по воспитанию молодежи была на особом внимании и у властей нашего города. Я лично отчитывалась о ней на заседаниях горисполкома, которые вел Валентин Николаевич Миронов.

Одним из основных направлений работы на заводе у меня была работа с несовершеннолетними. Их на заводе было около 250 человек, в детской комнате милиции состояло на учете 25-30. Это много. Эти ребята, как правило, приходили на завод уже со своим криминальным прошлым, к нам их направляла городская комиссия по делам несовершеннолетних. Приходилось постоянно следить, все ли из них обеспечены работой, не нарушают ли они трудовую дисциплину, все ли имеют отпуск в летнее время, какая у них зарплата, кто наставник, как он с ними занимается и так далее.

Произошел однажды со мной такой случай. Была я как-то на новогоднем «Огоньке» в ресторане, и вдруг ко мне подходит молодой человек с женой и просит поцеловать руку. Я говорю: «Кто вы? Я вас не помню», а он отвечает: «Вы когда-то спасли меня от колонии, я буду вам благодарен всегда».

Для меня это была очень большая награда. Надо отметить, что большинство этих молодых людей впоследствии становились хорошими работниками завода.

Сейчас мне уже 75-й год, но опыт общественной жизни помогает мне и сегодня. Мы с мужем живем теперь в деревне, и вот прошло уже 10 лет, как меня избрали сельским старостой. Моя активная жизнь продолжается.

Елена Ивановна КОБРИНЕЦ, деревня Чижово

Газета "Вперед"