ТАМ ЧУДЕСА, ТАМ ЛЕШИЙ БРОДИТ...

25 февраля 2007 4779

Алексей ЛИПКИН В детстве каждый из нас заслушивался рассказами бабушек о различных чудесах, загадочных явлениях. Мы с удовольствием слушали сказки о необычных существах, которые иногда помогают людям, иногда приносят вред.

Русская народная традиция богата этими персонажами. Лешие и ведьмы, черти и русалки, святые места, чудотворные источники - все это знакомо нам с детства.

Вот и в нашем районе, пожалуй, не только в городах и селах, но и в каждой небольшой деревеньке можно услышать подобные необычные истории.

В одной из первых публикаций мы рассказывали о прекрасном заповедном месте - источнике Гремячий. А стоит немного пройти от чудного водопада на восток и пересечь бетонную дорогу, как вновь человек сталкивается с загадкой. Интересным элементом народного фольклора, сохранившимся и в наши дни, являются рассказы о так называемых блудных местах - лесных участках, где человек внезапно теряет пространственную ориентацию.

Местные жители хорошо знали родные места, чувствовали себя их хозяевами, но встречаются и такие лесные уголки, хозяевами которых был не человек, а леший и другая нечистая сила. Про такие местечки принято говорить, что там можно и "в трех соснах заблудиться".

Издавна люди побаивались туда наведываться, а тем более селиться вблизи них.

Подобным местом считается и участок леса вблизи деревень Слотино и Путятино.

Странным именем называют его местные жители - "Шутовы порты". Шутом на Руси прозывали... Да-да, именно черта. Произносить слово "черт" наши предки побаивались, глядишь, и впрямь беду накличешь, явится нечистый. Поэтому и старались, говоря о нечисти, называть ее всякими кличками: анчутка, колченогий, рогатый, куцик, окаяшка. Есть в этом списке и прозвание - "Шут". Подтверждение этому мы найдем в нашем лексиконе (часто откровенное проклятие "черт с ним" заменяют более мягкой формой "шут с ним"). Но вернемся к лесу. Блудят в нем люди. Теряют пространственную ориентацию. Видимо, сам леший водит странника по лесу, забавляется.

Старались местные жители обходить обитель хозяина леса стороной, а уж попав в лес да начав плутать, снимали с себя всю одежду, выворачивали на изнанку да снова надевали ее на себя, но уже задом наперед, пытаясь ввести лешего в заблуждение и отвести морок. Ну а как нормальный крестьянин мог назвать такое необычное одеяние, столь напоминающее одежду ряженого (при праздновании Коляды одеяние ряженых так же выворачивалось на изнанку)? Ну конечно - колдовским (чертовым) или... "шутовским" (шутовым).

Но в ближайших окрестностях подобной славой пользуются не только "Шутовы порты". Есть и другие лесные участки, в которых встречаются подобные явления.

Вот что рассказывает об этом одна из жительниц деревни Истомино.

- Много здесь всего. В лесу есть блудные места. Вот у нас здесь, если по Троицкой дороге идти, дойдешь до болота. Там все время плутают. То вдруг слышишь, петухи в лесу поют, а деревень рядом нет. В прошлом году с мужем ходили за грибами. Лес со стороны Слободки обходили. Возвращались уже домой. Идем, вроде по этим местам шли в ту сторону, а точно то место, где грибы собирали, никак не найдем. Все обошли. Слышим, петухи поют. Я говорю: "Деревня что ли рядом?"

Бабушка наша рассказывала, что это как проклятое место, что ли. Ходишь, ходишь по нему, никак дорогу домой не найдешь.

Потом, на Журавлином болоте, тоже блудные места. Бывает, ходишь там по одному месту, а выйти не можешь.

Много подобных "вотчин лешего" можно насчитать в нашем районе...

Такие места известны под Новым Сельцом, в районе Дьяковой горы, расположенной под Бужаниновым, окрестностях деревни Титовское, рядом с Мухановым, между Ясниковым и Александровкой, между Митиным и Леоновым (Петрунин враг), у деревни Слободка.

Наука пока однозначно объяснить причину подобных явлений не может.

Были попытки списать это на физиологические особенности человека. Дескать, левая нога у нас немного короче правой, и поэтому при ходьбе мы понемножку забираем влево...

Старались объяснить блуждания особенностями ландшафта... Похожи, мол, в лесу некоторые участки, вот человеку и кажется, что он уже в каком-то месте был, начинает он метаться из стороны в сторону и запутывается еще больше.

Но выглядят подобные объяснения как-то надуманно, недостоверно... Почему тогда в других местах человек хорошо ориентируется, не ходит по кругу, не начинает паниковать? Видно, не все пока загадки природы и человека мы еще поняли, изучили.

Так что, дорогие сергиевопосадцы, собираясь в лес по грибы или малину, не надейтесь на свое знание местности и уверенности, в способностях ориентирования , а лучше захватите с собой небольшую карту и верный антиблуждательный прибор - компас.

Алексей ЛИПКИН

Газета "Вперед"