Композитор Владимир Доленко: "Если хочешь пронять нашу публику, пиши в миноре"

26 сентября 2011 4699

Владимир Доленко работает преподавателем в вокальной студии березняковского Дома культуры "Юность". Детей и взрослых он обучает музыкальной грамоте и сольфеджио, рассказывает о технике правильного дыхания и даже делится навыками поведения на большой сцене. Мало ли кому пригодится. Он же руководит народным хором ДК, который выступает на всех праздниках поселения. Но ни подопечные Владимира Доленко из числа вокалистов, ни бабушки-хористки  не подозревают, что этот человек в красной рубахе с баяном (а в иные дни виртуозно исполняющий Рахманинова на красном рояле Дома культуры) на самом деле как рыба в воде чувствует себя в мире российского шоу-бизнеса.

Композитор Владимир Доленко: «Если хочешь пронять нашу публику, пиши в миноре»

Его визитка представляет владельца лаконично: "Композитор, пианист-виртуоз. Классика, джаз, рок". Что за этими словами?

Композитор Владимир Доленко писал концерты для оркестра Олега Лундстрема, работал с Симфоническим оркестром России Вероники Дударовой и оркестром Александра Ведерникова — того самого, который дирижировал в Большом театре.

Доленко был музыкальным редактором и автором саундтрека к аудиоверсии романа "Мастер и Маргарита", прочитанного Аллой Демидовой, Вениамином Смеховым, Николаем Губенко и Леонидом Филатовым. Работал директором большой всероссийской студии звукозаписи. По словам самого Владимира Доленко, за эти годы у него набрался шкаф демо-материалов "со всего бывшего Союза, со всех республик". И, наконец (хотя на этом его послужной список не заканчивается), он был тем, кто воспитал первый российский бойз-бенд "На-на". Музыкант с классическим образованием учил "на-найцев" правильно петь и как клавишник коллектива объехал с ними полмира. Он по-прежнему живет на два дома: в Москве продолжает консультировать поп-музыкантов, в Березняках посвящает себя народной песне.

А главная мечта этого человека — организовать в нашем районе отделение Союза композиторов Подмосковья, где он служит заместителем председателя.

Композитор Владимир Доленко: «Если хочешь пронять нашу публику, пиши в миноре»

В Березняки!

"Меня позвал сюда друг детства с Алтая, мы вместе учились в музыкальной школе. Позвал, и вот здесь я уже двадцать лет. Начинал в Березняках, все в том же Доме культуры. Помню, как разговаривали с директором березняковского племптицезавода "Смена" Львом Ипполитовичем Тучемским, обсуждали, как я могу работать в Доме культуры. Он был таким молодым, веселым, увлекающимся! И Татьяна Петровна Горячева, нынешний директор ДК, там же была. А народный хор, с которым я начинал работать в Доме культуры, был в три-четыре раза больше нынешнего. Мощный хор. И сегодня по-прежнему для меня народное творчество — это основа".

Один, мягко говоря, странный человек

"Еще в молодости я познакомился (смеется) с одним, мягко говоря, странным (смеется) человеком по имени Бари Каримович Алибасов! Он был в свое время студентом-архитектором, а я студентом-музыкантом. Мы жили в одной комнате в общежитии, где часто собирались друзья, знакомые. И у нас с ним был ансамбль "Интеграл", ставший одним из ведущих ансамблей того времени. В 1980 году в Тбилиси прошел первый рок-фестиваль в стране. Вот это был рок-фестиваль! Лауреатами его стали "Автограф", "Интеграл", "Машина времени". Начались гастроли, а я в это же время поступил в аспирантуру Алма-Атинской консерватории. И я решил сказать Бари, что останусь и буду продолжать учиться. Сейчас бы, конечно, так не сделал, а поехал бы с ними и начал зарабатывать деньги, а тогда учеба в аспирантуре считалась честью, великим благом. Это означало, что человеку придется столько узнать, столько литературы перемолоть, и в итоге он будет писать музыку".

Воспитатель "на-найцев"

"Интеграл" — они отгуляли, все разбежались по углам. Юра Лоза начал сольную карьеру, Барик стал "на-найцев" воспитывать... А кто будет их учить вокалу, ну, понятно же... Бари сразу позвонил мне: "Володя, принимай коллектив". Два года мучились-мучились, постепенно выровнялись. Потом пошли фестивали "Славянский базар", мы были там несколько раз, гастроли, встречи... Нашими хорошими знакомыми были семья Ельциных, Егор Гайдар, Борис Немцов, Виктор Черномырдин, Гейдар Алиев..."

...и Назарбаев

"Я тогда работал на студии. Назарбаеву мы сделали аккомпанемент для песни "Забота у нас такая". Назарбаева, мол, однажды попросили спеть песню его молодости. А начинал-то он где? В Донбассе, шахтером! У него русская школа! И он как запел, так мы и записали, потом сделали аккомпанемент! Естественно, выправили там, где он врал, но слух у него все же хороший, хоро-о-ший. А потом там началась президентская кампания. Бари туда собрал всех — от Софии Ротару до Валерия Леонтьева. Мы в вагончике ездили, месяц, в холода страшные".

Композитор Владимир Доленко: «Если хочешь пронять нашу публику, пиши в миноре»

Гастроли

"Мне пришлось очень много поездить с "На-На" — весь Союз, в Сочи, бывало, каждую неделю летали. Тогда Игорь Крутой делал бабки на площадках. Например, брал в аренду концертный зал, предположим, "Фестивальный" — это главная площадка юга, и, скажем, в Ялте, но в Ялте была уже другая команда. Он предлагал ребятам очень жесткий график, но оплачивал все нормально. В этом смысле он толковый, никогда не занимался рвачеством, он не шакал".

Америка

"В Америку с "На-На" нас пригласил импресарио Витя Шульман. Я поехал не только как педагог, но и как музыкант. Это были девяностые годы, конец века, и наших в Нью-Йорке оказалось столько! И природа как у нас — сосны, березы. Как будто не уезжал из России, красота!"

Дезодоранты

"Открываются иногда загадки, когда оказывается, что за известных музыкантов, мирового масштаба порой, поют другие люди. У нас это было очень распространено. Вот меня и позвали, чтобы познакомить группу хотя бы с музыкальной грамотой, с тем, что такое аккорд. Чтобы они послушали себя. "На-на" же — это ребята с улицы... А Нонна Мордюкова любила "на-найцев" вот за что. Она, человек искренний, говорила: "Ах, ребятишки, как же хорошо от вас пахнет". Это было время, когда дезодоранты только входили в моду".

Техника

"Если не занимаешься вокалом каждый день, грош цена тебе. И не два-три часа, а дольше. Это знает каждый музыкант. А если ты инструменталист, ты еще больше должен работать. Рихтер если не высиживал свои пять-шесть часов у инструмента, то записывал недоработанные часы сам себе в долг. По-другому нельзя, это жесткая работа! То, что мы видим по телевизору, — это красивая сторона жизни артистов, но на первом месте должна быть работа".

Пронять минором

"Если хочешь пронять нашу публику, пиши в миноре. Жалостливее, жалостливее! И еще: традиционно были два понятия: запев и припев, это мы знали с детства. А мировые воротилы, создатели хитов, сказали, что между запевом и припевом должен быть некий бридж! А я не пойму, что такое "бридж". Оказалось, это одна фраза, которая соединяет запев и припев. И этот бридж, этот мостик должен выныривать. Психология музыкального творчества — отдельное направление в науке".

Напоследок

"Я работаю не только в Березняках, но при этом здесь, в вокальной студии в Доме культуры, мы непрерывно выпускаем концерты. В одном только сентябре было шесть выступлений, представляете? Вы что, да это же график профессионалов!"

Визитная карточка

Владимир Доленко родился в 1950 году на Алтае, начинал учиться музыке в Барнауле. Окончил Усть-Каменогорский музыкально-педагогический институт (Казахская ССР), поступил в аспирантуру Алма-Атинской консерватории как композитор-теоретик. Писал диссертацию о советских композиторах симфонической музыки у профессора Дерновой, одного из ведущих советских "скрябинистов", защиту провел в Гнесинском институте у профессора Чернова, ученика Мясковского. Среди наиболее ярких произведений Доленко: "Концерт для флейты-пикколо", "Пиццикато для струнного квартета" и написанный по итогам экспедиций хоровой цикл "Песни смоленских крестьян". Автор нескольких сочинений в жанре духовной музыки.

Владимир КРЮЧЕВ,
газета "Вперед"