Мария Тихонова: Безумное желание творить

Июнь  30, 2014 2147

   29 июня в Сергиевом Посаде на смотровой площадке, что на Блинной горе, не оказалось памятного знака "Чудо о птицах", изображающего Сергия Радонежского и слетающихся к нему голубей. См. http://www.posadfm.ru/articles/view/3877.
   Точнее, памятный знак лежал на тротуаре и его автор - художник-монументалист, заслуженный деятель культуры Мария Тихонова покрывала обод золотой краской. Двое молодых людей бетонировали основание.
   Хотя и неловко было отвлекать художника от работы, но РАДИО ПОСАД обратилось к Марии Юрьевне с вопросом, с разными вопросами...
  
   МАТРЁШКА
  - Мария, вы создали и установили в Сергиевом Посаде на улице Вифанской памятный крест "Пострадавшим за веру во Христа в годы гонений и репрессий XX века" (см. http://www.posadfm.ru/articles/view/928), памятную доску в честь великой княгини святой Елизаветы Фёдоровны и духовному наставнику обители - священнику Павлу Флоренскому на здании  бывшего убежища сестёр милосердия Красного Креста (см. http://www.posadfm.ru/articles/view/3558)...
   - ...Матрёшку, дерево на Советской площади. Многие спрашивают: почему такая матрёшка, что это такое, вообще? Хотелось бы пояснить, что эта работа победила на конкурсе в Министерстве культуры, и связана она с гербом Сергиева Посада. Смысл, вложенный в этот герб, мне бы и хотелось передать. Символ Матрёны, женщины, матери, а также символ воина-защитника. В виде арки. Матрёшка ещё является аркой. Такой символизм.
   Мы говорим "герб", но никто не спрашивает: почему на гербе две секиры, которые смотрят на Запад?  Потому что мы защищались от Запада.
   Троице-Сергиева лавра и преподобный Сергий в сложных ситуациях участвовали в жизни России. И образ Матрёшки об этом говорит...

   - Но матрёшка - это одна в одной - целая семья, а тут, извиняюсь, как будто аборт сделали этой матрёшке...
   - Нет, эта Матрёшка  саркой внутри. И если говорить, что в ней отображено, в ней заключён символ, герб города. Знаки на гербах символизируют что-то. Какую-то заложенную в них идею. Здесь и есть эта идея.

   - Внутри Матрёшки герб города, и надпись "700 лет", хотя некоторые читают: "70 лет Оле Т."
   - ..."700-летие". Это понятно, Матрёшка была установлена в этом году...



   СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И ГОЛУБИ
   - С этим памятным знаком связан сюжет из жития преподобного Сергия. Этот знак рассказывает о том, что Сергию Раднежскому явилась стая прекрасных птиц...
  
  "Однажды, поздно вечером, стоя у себя в келии, как обычно, на молитве, он услышал голос: "Сергий!" Преподобный помолился и отворил оконце келий.
   Дивный свет льется с неба, и в нём Сергий видит множество прекрасных, неизвестных ему раньше птиц. Тот же голос говорит: Сергий, ты молишься о своих духовных детях: Господь принял твою молитву. Посмотри кругом видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальныя Троицы. А птицы летают в свете и необычайно поют. Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя они не оскудеют". См. ПРАВОСЛАВИЕ.RU.

   ...Это и хотелось выразить в этом знаке. И согласно его жизнеписанию очень много последователей Сергия Радонежского создали другие монастыри...

   - Это памятный знак уже был установлен, а сейчас вы что-то перемонтируете?
   - Мы его устанавливаем прочно. Технологический процесс таков, чтобы установить надолго.
  
   - Это знак тоже выиграл какой-то конкурс?
   - Нет, он давно уже был создан.


   ЯВЛЕНИЕ ОТРОКУ ВАРФОЛОМЕЮ
   - Ещё хотелось бы создать памятник, основанный на картине Михаила Нестерова "Видение отроку Варфоломею". Меня очень вдохновляет эта композиция, настолько, что захотелось сделать такой памятник. И эскиз существует...

   - Существует и такая трактовка этой картины Нестерова: отрок Варфоломей встретил самого себя в старости. Или преподобный Сергия сам себя в отрочестве напутствовал... Такая "петля времени".
   - Много различных трактовок: кто там изображён - преподобный Сергий или маленький Сергий в нём ещё живёт... Каждый понимает по-своему.
   Могу сказать. что картина Нестерова - это один из самых  сильных образов, который меня потряс ещё в детстве.

   - Вы заметили, этот образ на днях уже воплотился у нас в городе. Памятник семье, где отрок Варфоломей, - он буквально смотрит на себя, уже в старости, - на памятник, стоящий у стены Лавры. Два памятника как бы перекликаются...
   - Меня вдохновляет памятник Валентина Чухаркина. Сделать лучше, мне кажется уже трудно. Такой образ, композиция...  Уже, наверное, повторение... Надо что-то новое делать. Новые сюжеты. Очень хорошо, что в этом году воплощаются новые темы...

   - Ваша работа с отроком Варфоломеем, предполагается, будет установлена в Сергиевом Посаде? (В этот момент некая ролликобежца присела на памятный знак и мы отвлеклись. - прим. РП).
   - ...Естественно, на Ярославской земле.
  
   - Но картина Нестерова писалась где-то в Абрамцево. Может быть, там следовало установить. Это было бы знаменательно, где Нестеров работал...  (Зарисовки пейзажей художник писал в 1899 году, поселившись в деревне Комяково недалеко от Абрамцева. Затем Нестеров переехал в Уфу, где произошло странное - случай, который изменил судьбу картины, и "Видение отроку Варфоломею" было написано заново. - прим. РП).
   - Образ этой картины, который меня вдохновляет с детства, хотелось бы осуществить на родине Сергия Радонежского.



   ГОРОД МАСТЕРОВ
   - Приходилось слышать вопросы:  почему московская художница создаёт и устанавливает памятники в Сергиевом Посаде, а где же наши монументалисты?
   - Я тоже замечаю, что некоторые так на меня... Я работала много в Москве, делала много проектов, но Сергиев Посад сейчас стал моим городом. Я стала директором Фонда (с 2011 года Мария Тихонова - директор "Фонда науки и православной культуры священника Павла Флоренского". - прим. РП).
   И я надеюсь, что воплощу идею Валовой улицы. Я поддерживаю идею Виктора Багрова, и намечаю сделать небольшой музей. Связать его с каким-то чудом, сказкой. Много скульптур, инсталляций, которые можно будет зайти и посмотреть.
   Поэтому здесь я - своя. только не в Российском Союзе, а в Московском...
   Почему именно я? Потому, что я делаю достаточно быстро и... Мне всё время предлагают что-то. Сколько я в конкурсах участвовала, сколько побеждала, сколько не побеждала. У меня проектов лежит, которые я хочу воплотить, - бесчисленное количество. Просто я работаю быстро.
   Во-вторых, у меня есть мастерская и есть помощники, я могу оперативно что-то сделать. И конечно же, безумное желание творить. Это настолько "заводит" всех, что когда я прихожу и начинаю рассказывать о какой-то идее... У меня глаза горят, и чувствуется, что человек это может и хочет. Наверное, надо дать ему возможность... И слышу: ладно, дадим этому человеку возможность...


   О ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЯХ
   - А у вас все работы такие пафосные или есть и другие? Мне, например, больше нравятся "чижики-пыжики" и "остапы бендеры"...
   - Вот! Очень много идей, инсталляций. Я веду фестиваль, по городам России - ландшафтная скульптура, но нетолько скульпутар, но и инсталляция. Это очень интересно. Мне хотелось бы здесь, в Сергиевом Посаде, создать такой фестиваль, чтобы приехали художники, которые творят невероятные вещи...
   Я заметила, что в городе происходит: "что-то не так", "ой, плитка не так", "здесь не то", а энтузиазма, желания что-то сделать реальное, - мало очень.  Только я вижу Виктора Багрова, и вдохновляюсь им тоже, и считаю, что таких людей надо поддерживать.
   Есть, наверное, молодые, я не со всеми ещё знакома... Но должен быть один, который "заводит" вокруг себя, создаёт бурное существование какой-либо творческой жизни. И это должен быть молодой человек, потому что за молодым пойдут молодые.
   За взрослым пойдут взрослые, но у всех же проблемы...

   Затем Мария Тихонова высказала оценочное суждение о союзах-профсоюзах художников, члены которых, по её мнению, несколько разобщены.
   На вопрос РАДИО ПОСАД о возможности проведения фестиваля монументальной скулптуры в Сергиевом Посаде, Мария сказала, что очень этого хочет, но для этого нужно большое желание, такое, как у Виктора Багрова.
   - Надо показать, что мы можем! Во славу Божью, и потому, что это просто нужно. И бывает такое чувство, что если не сейчас, то никогда. И если не ты, то никто. Нас всегда этому учили, и если без этого, то получается то, что получается.
   У художников, к сожалению, бытует воззрение, что если заплатят больше денег, то работа должна быть лучше. Ничего подобного. Бывает всё наоборот.
   Я делала памятник к 70-летию битвы под Москвой на поле под Вязьмой, где были кровопролитные бои осенью 1941 года, где погибли 13 дивизий ополченцев, и всё поле, можно сказать, - в крови. Когда это чувствуешь, это неповторимо. Вся команда, которая со мной работала, до сих пор это помнит. Ты просто горишь этим.



   Такая вот Мария Тихонова. Можно только порадоваться, что в Сергиевом Посаде появился ещё один творческий человек, инициативный и работоспособный, предлагающий многое и создающий ещё больше. Кто в этом сомневается, может зайти на сайт Марии Тихоновой. См. http://www.art-tikhonova.com/. Там же приводится и её творческая биография.
 


   МАРИЯ ТИХОНОВА 
   Мария Юрьевна Тихонова - художник монументалист, заслуженный деятель культуры и творчества с 2012 года.
   Родилась в 1980 году в Санкт-Петербурге в семье художников.
   В 1994 году закончила международный художественный лицей при академии Мухина. C-Петербург.
   В 1995-1998 годах училась в профессиональном художественном училище им. Н.К.Рериха в Санкт-Петербурге.
   Высшее художественное образование получила в Москве - окончила Московскую Академию Живописи (факультет монументальной и станковой живописи).

   С 2004 года является членом Московского Союза Художников и Международного художественного фонда.

   Более 40 совместных и персональных выставок в России и за рубежом.
   Мария Тихонова является лауреатом международных проектов: 2006 год - Будапешт, Венгрия; 2009 год - Римини, Италия, .
   Участник Биеннале: Арт Москва, Арт Базель и других.
   В 2008 году награждена орденом за вклад в Православное Искусство.
   С 2002 года - главный Художник галереи портретов известных деятелей России.
   Написала 46 портретов духовных лиц и святых в Подворье Троице-Сергиевой Лавры ( Москва).
   Автор иллюстраций в изданиях: "Собрание сочинений»", "Воспоминания", "Путь к Богу" Павла Флоренского и других.

   C 2007 года - арт-директор музея священника Павла Флоренского в Москве.
   В 2007 году осуществила проект и оформление Областного музея А. Тарковского и П. Флоренского в Костромской области.
   В 2010 году создала проект "Музей под открытым небом" священника Павла Флоренского на улице Бурденко 16/12 в Москве.
   В 2010 году основала движение "Твой двор, твой дом" (Креативное арт-преобразование дворов и подъездов. Социальный проект правительства Москвы).
   Несколько лет Мария Тихонова работала с администрацией района Ростокино по преобразованию городских пространств и над созданием монументально-декоративных композиций в парковых зонах.
   С 2011 года - директор "Фонда науки и православной культуры священника Павла Флоренского", возглавляет культурный центр и ведет активную выставочную деятельность "Фонда".
   Руководитель Московского фестиваля архитектурно-ландшафтного искусства "Открытое пространство" (2010 год), "Москва для жизни - Москва для творчества" (2011 год).

     Основатель Арт-фестиваля: "Открытое пространство 2010, 2011, 2012".
   Организатор и куратор художественного фонда "Возрождение традиций" при Международном Фестивале Искусств "Золотой Витязь".
   Основатель и руководитель монументально-скульптурной мастерской "М-АРТ".

   Произведения Марии Тихоновой находятся в Музее Современного Искусства и в собрании Третьяковской галереи, в музейных коллекциях Австрии, Венгрии, Германии и Швейцарии, Италии. Её работы входят в "Энциклопедию живописи XXI века".

   В 2013 году Мария Тихонова награждена государственной премией правительства и губернатора Московской области за памятный знак "Пострадавшим в годы гонений и репрессий" в Сергиевом Посаде.



Источник: Радио-Посад
Нравится: 0 / Не нравится: 0