СЕСТРИЧКА В ГИМНАСТЕРКЕ

09 мая 2010 2479

С фронтовой фотографии смотрит застенчивое, девичье лицо, обрамленное вьющимися прядями. Очень многие бойцы, кого выхаживали в походных госпиталях, конечно, вспомнят ее и ласково назовут: «Это же наша сестричка!» Сегодня жительнице Реммаша Валентине Ивановне Усовой 87-й год. Кажется, она и сама поражается своему необыкновенному везению. Всю войну от мобилизации до Дня Победы она была на передовой. Фронтовая специальность Вали Усовой – медсестра госпиталя у самой линии огня. В составе уникальной фронтовой «скорой помощи» спасла тысячи жизней и сама уцелела, словно кто-то защищал ее невидимой броней. Ей была дарована долгая жизнь, и сегодня она вместе с соратниками встречает юбилейный 65-й День Победы.

СЕСТРИЧКА В ГИМНАСТЕРКЕ

Соломенный госпиталь

В нашем вечере воспоминаний участвуют младшая сестра героини Юлия Ивановна Ясанкина, труженик тыла, и душа ветеранской организации поселка бывший фронтовой связист Тамара Ивановна Брежнева. Они подбадривают свою ровесницу и напоминают ей самые захватывающие эпизоды военной биографии сестрички в гимнастерке. За многие годы они не раз сообща перелистывали эти странички памяти и бережно хранят воспоминания о своей красивой и боевой юности. Кажется, иные эпизоды уже начали стираться, как старые фото на сгибе, но подруги добавят штрих, и вся картинка опять перед глазами.

Валентина Ивановна отлично помнит, каким был День Победы в мае 45-го и без ошибки называет немецкий городок Ратиборхамер. Отдельная рота медусиления, в которую она ушла добровольцем вместе с другими выпускницами медицинских курсов в Пензе и с которой повторила весь маршрут отступлений и наступлений передовых частей, в это время размещалась в прекрасном коттедже. Царские условия по сравнению с «апартаментами» походного госпиталя на передовой где-нибудь под Киевом или Житомиром. После объявления о безоговорочной капитуляции немцев медперсонал ушел праздновать долгожданную победу, а все хозяйство оставили на сестру Валю. На такого «главврача» можно было всецело положиться после богатой фронтовой практики.

Когда освобождали Украину и фронт проходил под Киевом, их полевой госпиталь расквартировали в деревушке. Отделение для бойцов с ранениями головы и лица размещалось в 23 хатах. Валентина умудрялась одна сделать всем перевязки, обойти сложных пациентов и оценить их состояние, сделать уколы и раздать таблетки, несколько раз за день накормить своих подопечных. Последнее было самым трудным и требовало не только сноровки, но и особой психологической выносливости. У кого-то была голова прострелена навылет, у другого осколком раздроблена челюсть, разворочены кости лица. Выкармливать каждого из таких пациентов — индивидуальная стратегия.

Сколько подопечных в каждом домике? А сколько поместится, отвечает Валентина Ивановна. Она рассказывает, что передвижному госпиталю, который неотступно повторял весь маршрут передовых частей, иной раз приходилось устраиваться в любом деревенском амбаре. Тогда она «стелила» своим пациентам солому, а уж как выкармливали своих подранков — это просто обыкновенное чудо. Валентина Ивановна говорит, что глядя на ежедневный будничный героизм врачей своей медицинской роты, и сама становилась двужильной.

СЕСТРИЧКА В ГИМНАСТЕРКЕ

Гордится тем, что ни одного пациента они не потеряли. Самых тяжелых отправляли в тыл в специальные клиники. Позже узнала, что даже в войну покалеченной на фронте молодежи делали сложные лицевые операции, помогали восстановиться. Тысячам тяжелораненых буквально вернули лицо, а самую важную первую помощь им оказывали в походном госпитале на передовой врачи и такие сестрички, как Валя Усова.

«Накройся тазом!»

Каждый фронтовик может вспомнить историю, когда уцелел, кажется, вопреки всему и вся. Тамара Ивановна Брежнева рассказала историю, как ее — миниатюрную девчонку-связистку методично расстреливал на бреющем полете белокурый ас на «мессершмитте». Настоящее «сафари» устроил, гонял свою жертву пулеметными очередями по открытой поляне. Вспоминает, как закинула вещмешок на спину и нырнула головой в кусты с отчаянной и наивной мыслью: если попадет в торбу — нестрашно…

Оказалось, что и у Валентины Ивановны свои счеты с летающими крестоносцами. Под Житомиром, вспоминает она, наши войска не отступали, а буквально бежали. Фронтовому госпиталю приказа отступать не было, медперсонал провожал глазами череду стремительно ретировавшихся частей. На городок Малино, где они базировались, ополчились немецкие эскадрильи. Один из стервятников взял в прицел девушку в приметном белом халате.

Валентина Ивановна рассказывает, что не помнит, о чем думала в эти ужасные минуты. Видимо, все совершилось на автопилоте. В следующее мгновение она уже свернулась калачиком в узенькой траншее, которую выкопали для фонарного столба. Потом сама не поверила, что смогла в этой щели поместиться. Мозг отразил только, как же красиво и медленно летят искрящиеся маленькие бомбочки, сброшенные с самолета. Да еще сквозь странный ступор в сознание проник истошный крик старшей медсестры: «Валя, тазом накройся!» Как будто он мог защитить от смертоносных залпов с неба…

СЕСТРИЧКА В ГИМНАСТЕРКЕНалеты продолжались с немецкой аккуратностью — утром, днем и вечером. Госпиталю изрядно досталось, но ни разу, вспоминает бывшая фронтовая медсестра, снаряд не угодил в операционную. Словно кто-то свыше не хотел допустить такого ада на земле. И ни разу из-за налета врачи не прервали операцию. А это были сложные нейрохирургические процедуры. Отступал госпиталь последним, когда уже ушли все эшелоны. Тяжелораненых успели переправить в тыл по железной дороге, а все ходячие и медперсонал лесом шли 75 километров к своим позициям. Не было времени даже на короткую передышку — за спиной уже рокотали немецкие танки. Всех раненых сберегли и все же потом объяснялись с особистами за свой марш-бросок из вражеского окружения.

«Нам интересно жить»

Первой в Загорск приехала дочь Юлии Ивановны Нина, потом к ней перебралась из Челябинска сама труженица тыла, награжденная медалью за доблестный труд в Великую Отечественную войну. В семье у Нины Николаевны репутация собирателя родственников. Это она инициировала пятнадцать лет назад переезд в Подмосковье Валентины Ивановны и очень пожилой бабушки. С тех пор боевая семья дружно живет на Реммаше. Если собрать вместе все их военные награды, получится небольшой домашний музей. На видном месте будут, конечно, награды фронтовой сестрички — медаль «За боевые заслуги» и орден Красной Звезды.

В семье Усовых женщины отличаются завидным долголетием. Но не только в крепких генах дело, убеждены сестры, давно разменявшие девятый десяток.

— Нам интересно жить, — говорит Валентина Ивановна, — и ничуть не пугают быстрые перемены. Вы даже представить не можете, сколько у нас важных дел и интересов…

Поистине, нынешний День Победы — это праздник великих жизнелюбов. Только те, кто так влюблен в жизнь, могли защищать ее насмерть в Великую Отечественную войну.

Светлана АНИКИЕНКО

Газета "Вперед"