Кто сегодня за рулем?

29 ноября 2010 7047

Я — не автомобилист, я убежденный пешеход. То есть из тех, кого автомобилистам положено пропускать на «зебре», о ком надо помнить на автобусных остановках, с кем водители делят дорогу на бойких перекрестках и кем часто крайне недовольны. Но и у пешеходов большие сомнения насчет иных автомобилистов. Особенно, когда машина выскакивает из-за «спины» автомобиля, остановившегося у пешеходного перехода. Или когда шальной снаряд на колесах с ревом рыщет по дороге, как на гоночной трассе. Хочется знать, кто, где и как готовит водителей, которые выезжают на дороги района.

Кто сегодня за рулем?

Эти вопросы тем более назрели, что буквально с нынешней недели в правилах дорожного движения появилось больше двух десятков уточнений и изменений. Как этот период переживем, не переругаемся ли на проезжей части? Словом, знакомство с братьями по разуму и дорожному движению сегодня очень ко времени.

Уверены, что вам это надо?

Стою в очереди в магазине, развлекаюсь разговорами соседей. Барышня с ясными голубыми глазками и легкомысленными кудряшками, поигрывая автомобильным брелоком, выговаривает подруге. Дескать, зачем выложила 26 тысяч рублей за подготовку в автошколе? По словам автоледи, эту проблему сегодня легко можно решить буквально за пять тысяч рублей на курсах самоподготовки. Понизив голос, советчица говорит, что можно вообще обойтись без экзаменов, главное, знать, как взяться за дело…

Через пару дней снова увидела «бывалую» автомобилистку, но уже в другой ситуации. Она растерянно металась вокруг своей нарядной иномарки. Выруливая с автопарковки, самоуверенная барышня посадила свое авто верхом на высокий канализационный люк рядом с тротуаром. И теперь со слезой в голосе объясняла другу, что «сама не знает, как это получилось…»

Кто-то из знакомых сказал, что каждому надо хоть ненадолго ощутить себя в «шкуре» автомобилиста. Тогда якобы жизнь откроется с совершенно новых, неведомых сторон. Я собираюсь примерить на себя роль начинающего автомобилиста, который взял несколько уроков вождения у близких и теперь готовится осваивать автодело на права. Интересно, куда он обратится за помощью и кому отдаст предпочтение?

Вытаскиваю наугад из стопки местных газет первую попавшуюся и открываю на рекламной странице. С ходу в глаза бросаются три объявления о подготовке водителей. Один учебный центр готов обсуждать цены, но сразу предупреждает, что готовит профессионалов вождения и работает по лицензии. Вторая учебная база завлекает поэтапной оплатой и хорошей учебной площадкой. Третьи курсы стелют мягче всех. Гарантируют 50-процентные скидки и обещают учебу со всеми удобствами.

Голова-то понимает, что не бывает сегодня дешевой и качественной подготовки. И на учебу идут не за приятностью и удобствами, а чтобы работать на полную катушку. Но рука сама тянется к телефону: еще бы — скидки в полцены! Консультант на вопрос о лицензии искренне удивляется. Зачем лицензия, вам теорию автодела преподнесут на тарелке с голубой каемкой меньше чем за пять тысяч рублей. Практические занятия купите сами в удобное для вас время и в необходимом количестве. После чего курсы с чувством выполненного долга благословят вас на экзамены в ГИБДД. А уж на пятый или двадцать пятый раз вы сдадите все тесты экзаменаторам в погонах, и сколько дополнительных занятий для этого потребуется, уже проблемы самого курсанта.

— Вы точно знаете, что вам это нужно? — отвечают на мой вопрос в автошколе ДОСААФ. — Вам права для общего развития или вы готовите себя к управлению автомобилем на сложной современной трассе? Хотите знать, как избежать аварии и как спасти жизнь пострадавшему в ДТП? Тогда вам точно к нам, будем вас учить по всем правилам, — отвечают в автошколе ДОСААФ.

Когда я открыла свое газетное инкогнито, мне рассказали о курсантке, которая тоже хотела подешевле, а в итоге заплатила за обучение… 72 тысячи рублей!

Лучше учат — крепче спишь

Девушка бредила автомобилем, и родители заплатили за курсы, которые открылись по соседству. Удобно и по цене совсем недорого. Училась курсантка старательно, но на экзамене в ГИБДД ее ожидало неприятное открытие. Получалось, что она знает и умеет лишь малую часть того, что полагается испытуемому перед получением водительских прав. Бесконечные дополнительные задания, с треском проваленные еще пять попыток сдать теоретические и практические тесты, слезы, стрессы — прямо беда.

Наконец, мама сделала то, с чего надо было начинать, — привела дочку за руку на настоящую, лицензированную учебную базу. К этому моменту семья заплатила за обучение молодой автомобилистки 46 тысяч рублей. Да еще плата за работу над ошибками в полноценной автошколе, и получилось в общей сложности более 70 тысяч.

— Моя бы воля, — говорит директор автошколы ДОСААФ Олег Кустов, — я бы курсы самообучения водителей отменил. Как можно освоить экстерном то, что нужно потрогать в автомобиле своими руками, закрепить на городских трассах с инструктором, освоить не тренинге оказания первой помощи пострадавшим. Мы недавно были на сборах автошкол всего Западного военного округа. Вот вам простой тест: после столкновения двух автомобилей пятеро человек пострадали. Один стонет в машине, трое кричат от боли на дороге, один молчит. Кому помогать в первую очередь? Медики говорят: спешите к молчуну, он, вероятно, пострадал больше всех. Какая самодеятельность даст такие знания?

Но по закону самоподготовка допускается, сдача экзаменов на права экстерном проводится с недавних пор и в Сергиевом Посаде. Каждый сам решает, нужна ли ему подготовка в объеме «взлет-посадка». Тем более что восполнять пробелы в водительском образовании, скорее всего, придется на традиционной учебной базе.

Кто сегодня за рулем?

По статистике, только каждый третий успешный курсант способен сдать главный экзамен с первого раза. Большинство выпускников автошкол приходит в необъяснимый трепет при виде экзаменатора в погонах. Для слабонервных в автошколе особая «валерьянка» — дополнительный тренинг в учебном центре. Обучение по знакомству случается, ведь школе в будущем году 35 лет. Району площадка ДОСААФ давно родная. Только «блатным» курсантам никто не позавидует.

— Ко мне часто приводят детей знакомые, которые покупают отпрыскам первый автомобиль, — говорит Олег Борисович. — Отцы просят не щадить свою молодежь, требовать знания и навыки по высшей планке. Один ответственный папаша так прямо и сказал: дескать, учите сына «с настоящей пролетарской ненавистью», хочу спать спокойно, когда он будет за рулем.

И все же привилегированные курсанты в автошколе ДОСААФ есть — это допризывники. За их водительскую подготовку платит Министерство обороны. Но вот курьез: этих абитуриентов автошколе надо еще как следует поискать, не очень-то стремятся призывники получить в подарок водительские права и ремесло на всю жизнь. Но 50 молодых водителей — будущих срочников учебный центр подготовил. И за своих выпускников автошкола спокойна.

По статистике районной ГИБДД, за прошлый год автомобилисты с водительским стажем менее трех лет в сводки ДТП попали 20 раз, лишь в шести эпизодах отметились бывшие курсанты автошколы ДОСААФ. А выпускает учебный центр за год порядка 1000 начинающих водителей.

Терпи, курсант, Шумахером будешь

Мастер производственного обучения Сергей Захаров присматривает за маневрами своих курсантов на тренировочной площадке. Это уже «ветераны», после десятого занятия кружат по автодрому самостоятельно. Следующий урок будет на городской автотрассе в общем потоке. Внешне тренер спокоен, как Конфуций, но сознается, что с иными курсантами двух пачек сигарет на день не хватает. Попутно Сергей Анатольевич развенчивает автомобильные стереотипы.

Кто сказал, что проблемы с барышнями? У Захарова сейчас дамский призыв: из десятка курсантов восемь автоледи. Это очень добросовестная аудитория, а пять процентов дам, по наблюдениям тренера, вообще прирожденные водители. Поволноваться приходится с двадцатилетними шалопаями. Если парень отхлебнул пива, правами может поплатиться на городском маршруте инструктор. Такие случаи бывали. Приведут такого переростка родители в автошколу за руку, а ему права не очень-то и нужны. Он весь в компьютере...

Великовозрастных претендентов на права Сергей Захаров вначале долго отговаривает от вождения. Но если видит твердое решение, так же твердо обещает пенсионерам, что скидок на возраст и слабое здоровье не будет. Говорит, что видит за рулем и своего теперь уже 75-летнего бывшего курсанта, рад за очень пожилую даму, которая стала водителем в почтенном возрасте. Но лично мне Сергей Захаров предлагает сто раз подумать, прежде чем отправиться в автошколу.

Те, кто сейчас кружит по автодрому, будут сдавать экзамен уже по новым правилам. Захаров насчитал три десятка новых поправок в дорожный «кодекс». Не включил на трассе ближний свет — штраф 100 рублей, развернулся на встречной полосе — будьте добры, 5000 рублей штрафа, а можно и прав на несколько месяцев лишиться. На разворотном круге теперь правила, как в Европе. А пешехода начинаем пропускать, когда он еще только приближается к «зебре». Есть правило и для самого тренера: он теперь тоже должен быть пристегнут ремнем безопасности. Инструктор всем советует внимательнее «читать» дорожные знаки, а курсантам — учить новые экзаменационные билеты.

Есть у Сергея Захарова просьба и к нам, пешеходам. Говорит, что горожане зря боятся учебных машин автошколы. Это специально оборудованные автомобили для стажера и инструктора. Будьте снисходительны к дебютанту на дороге, говорят в автошколе, и ваше терпение будет вознаграждено. Этот водитель будет вежлив с другими автомобилистами и обязательно пропустит пешехода.

Светлана АНИКИЕНКО, Газета "Вперед"