Выбираем зимнюю резину

19 октября 2010 7181

На этой неделе в Сергиевом Посаде выпал первый снег.

И, хотя растаял он довольно быстро, однако недвусмысленно напомнил автолюбителям о том, что вопрос смены летней резины на зимнюю актуален как никогда. Сегодня в магазинах имеется большой выбор зимних шин самых разных видов и типов. Вопрос только в том, чему отдать предпочтение, ведь от правильного выбора напрямую зависит безопасность водителя и пассажиров, поведение автомобиля на заснеженной или обледенелой дороге. В сегодняшнем выпуске автоклуба мы беспристрастно рассмотрим, как и в каких конкретных дорожных условиях различные виды зимней резины проявляют свои положительные свойства. А уж окончательный выбор всегда останется за вами!

Выбираем зимнюю резину

Когда ставить зимние шины

Уже при температуре 5-7 градусов тепла летние шины начинают терять свои эксплуатационные свойства, и можно говорить об их замене. В средней полосе России это где-то середина — вторая половина октября. Разумеется, в первую очередь это правило касается тех, у кого нешипованная зимняя резина. Шипованную резину лучше поставить, когда уже выпадет снег, дабы не оставить все шипы на асфальте. Впрочем, если снега нет, а за окном мороз, то ездить на летних покрышках мы крайне не советуем. Лучше вообще на время отказаться от поездок или ездить на шипах, нежели нарваться на перспективу ДТП.

Классификация зимних шин

По сложившейся традиции все зимние шины делятся на два основных типа — по рисунку протектора — европейский и скандинавский.

• Европейский тип чем-то похож на летнюю противодождевую резину. Его характерные особенности — диагональное построение рисунка с развитой сетью водоотводящих каналов, большим количеством тонких прорезей, которые называют ламелями, и мощными грунтозацепами по периферии протектора. Чем больше длина ламелей, тем больше длина кромок, которыми шина может цепляться за дорожное покрытие, вбирая в прорези воду и снег, осушая и очищая тем самым пятно контакта шины с дорогой.

• Скандинавский тип — это рисунок более разреженный, с большим количеством прямоугольных или ромбовидных "шашек", размещенных в шахматном порядке. Расстояние между мелкими шашками достаточно велико. Это сделано для того, чтобы протектор легко продавливал прочную верхнюю корку льда или снежного наста и хорошо очищался от снега и грязи. Основная задача у шин с таким рисунком — сделать наилучшим сцепление с заснеженной или заледенелой дорогой.

Каждый из этих типов предназначен для разных зимних дорог. Так, специалисты считают, что шины европейского типа приспособлены для движения по мокрым дорогам с небольшим количеством грязи и снега. Скандинавский же тип наиболее распространен в северных регионах Европы, где зимой нередки сильные морозы и мощные снегопады. Материал скандинавских зимних шин тверже и более морозостоек.

Шипы или липучки?

В России зимой примерно 30% водителей отдают предпочтение шинам без шипов, а 70% приобретают шипованные шины. Почти все специалисты сходятся на том, что шипы, безусловно, полезны в тех условиях, когда приходится двигаться по заснеженным и обледенелым дорогам — в особенности на загородных трассах и в сельской местности. Наличие шипов в шинах направлено на то, чтобы обеспечить лучшее сцепление на плотном снегу или льду, существенно сократив тормозной путь автомобиля. Чем больше будет шипов на шине, тем лучше будет вести себя машина на зимней дороге, поскольку сократится тормозной путь и снизится вероятность пробуксовки. Однако у шипованных шин есть и недостатки. На мокром и сухом асфальте уменьшение площади контакта, вызванное выступанием шипа, оборачивается обратным эффектом — снижением управляемости и увеличением тормозного пути. Кроме того, использование шипованной резины обеспечивает заметный шум, увеличение расхода топлива и более интенсивное разрушение дорожного покрытия.

В крупных мегаполисах (в частности, в Москве), где автомагистрали стараются (пусть и не всегда удачно) оперативно очищать от снега и поливать антиледовыми реагентами, нешипованная резина пользуется не меньшей популярностью, чем шипы. Поэтому продажи в Москве делятся примерно процентов 50 на 50. В основе успешной работы нешипованной зимней резины, или "липучки", лежит уникальный химический состав резинотехнических смесей, который позволяет некоторым молекулярным связям, образующим эти смеси, ломаться, а затем быстро восстанавливаться. Нешипованная резина должна обеспечивать, с одной стороны, безопасность на мокрой дороге, а с другой — высокие сцепные свойства на снегу. Высокий уровень сцепления шины с поверхностью зимней дороги также достигается за счет наличия специальных ламелей — тонких прорезей, рассекающих поверхность отдельного блока протектора. Направленный рисунок протектора зимней нешипованной шины обеспечивает эффективный отвод воды, снега и грязи из пятна контакта и, как следствие, лучшую управляемость на дороге.

Всесезонные шины

Всесезонные шины являются компромиссом между летними и зимними. Как правило, на таких шинах стоит маркировка "all season", "tous terrain" или AW (Any weather). Рисунок протектора таких шин более разветвленный, элементы рисунка группируются в хорошо различимую дорожку и разделены канавками разной ширины: на элементах рисунка — "шашках" — имеются узкие прорези дополнительного микрорисунка — ламели.

По замыслу "шинников", "всесезонка" способна обеспечить прием-лемый уровень безопасности зимой и достаточный комфорт на летней дороге. Считается, что шины хорошо приспособлены для работы на сухом и мокром асфальте, отличаются удовлетворительной приспособленностью к зимним дорогам и, что

особенно надо учитывать при планировании бюджета, более быстрым износом по сравнению с более жесткими — летними. Большинство производителей рекомендуют резину такого типа для использования в тех природных поясах, где средняя температура зимой около 0°C.

Но важно понимать, что по комплексу характеристик такие шины летом уступают летней резине, а зимой — зимней. Ниже минус 7 градусов по Цельсию универсальная резина по своим физическим свойствам начинает приближаться к пластику. Какие пикантные нюансы в технике вождения при этом могут возникнуть, понятно любому сколько-нибудь опытному драйверу.

Делаем выводы

Исходя из вышесказанного, в нашем районе, где подъезды к любому перекрестку зимой отполированы до блеска, где частые оттепели сменяются ночью заморозками, а на реагенты у дорожных служб зачастую просто нет средств, где большинство дворов завалены снегом, а об оперативной уборке улиц в часы снегопада стоит только мечтать, мы советуем для вашей безопасности использовать шипованную резину. Хотя опять же нюансов может быть огромное количество, и выбор всегда остается только за вами!

Удачи на дорогах!

Справки

Срок жизни шипованных шин напрямую зависит от правильной обкатки, поэтому специалисты рекомендуют после установки шипованных шин обкатку до 300-500 км в спокойном режиме на скорости не более 60-70 км в час.

Почаще меняйте ведущие колеса с ведомыми, в этом случае шипованные колеса будут равномернее изнашиваться.

Владелец "шиповки" также должен помнить, что у шипованной шины нельзя менять направление вращения, поэтому при снятии шин с автомобиля на летнее хранение направление вращения надо пометить на колесе, это позволит правильно "обуться" в новый зимний сезон.

Лидеры рынка и рейтингов

Nokian Hakkapeliitta 5

Глубокий снег, скользкий лед, неочищенные дороги — вот стихия Hakkapeliitta 5. Мягкая резиновая смесь и огромное количество мелких ламелей делают Hakkapeliitta 5 практически беспомощными на сухом асфальте — плохие тормоза, "ватная" управляемость. Зато в условиях настоящей зимы равных им практически нет — лучшее поведение на льду, хорошая проходимость, безразличие к колее.

Michelin X-Ice North

Несколько другая идеология у Michelin, они традиционно настроены на комфорт и адекватность поведения в любых ситуациях. Отличительные особенности данной модели: направленный рисунок, широкие продольные и поперечные каналы, для лучшего отвода каши из грязи и снега, большая площадь ламелизации, строго только заводская ошиповка, оптимальная высота шипа над протектором=1,2 мм.

Continental Winter Viking 2

Отличные качества на льду и снегу обеспечиваются не только крайне удачным ассиметричным рисунком протектора, но и фирменной технологией ошиповки "бриллиант". Демонстрирует адекватное поведение не только на "исконно" зимних покрытиях, но и на асфальте. Именно эта универсальность позволила модели завоевать расположение жителей больших городов, где зимой дороги очищаются от наледи и снега.

Алексей ШАМРИЦКИЙ, Газета "Вперед"