Инспектор Камера

25 октября 2010 3207

За порядком на Ярославском шоссе наблюдают три робота-полицейских

Несколько десятков беспристрастных и неприхотливых инспекторов в эту минуту несут службу на дорогах Подмосковья. Они не уйдут на перекур, с ними бесполезно спорить, они глухи к предложениям “договориться”. И все потому, что они — видеокамеры.

В четверг журналистам областных СМИ показали, как работает расположенный в Звенигороде Центр видеофиксации нарушений Правил дорожного движения ГИБДД. Центр начал работать в тестовом режиме пару лет назад, а недавно его открыли официально.

Инспектор Камера

Продемонстрировали наглядно: вот на экранах чей-то BMW в нарушение всех правил буквально протискивается под падающим шлагбаумом, а вот огромные принтеры с интервалом в несколько секунд выплевывают готовые штрафные квитанции, которые через несколько дней окажутся в почтовых ящиках нарушителей.

Сергиевопосадцам наверняка будет интересно узнать, что на Ярославке таких камер три — ближайшая расположена в Голыгине, следующая в районе Софрина и третья уже “мониторит” участок трассы, расположенный ближе к Москве.

Вижу-пишу-штрафую

В большое здание на западе области ежесекундно стекается огромный поток информации. Каждая из 35 видеокамер, установленных на всех главных шоссе в области, присылает сюда информацию о проезжающем транспорте, причем делают они это несколькими способами — используется и пересылка по радиоканалам, и простая передача данных на флэшках, подобных тем, что мы используем в обычных фотоаппаратах.

Фиксируется несколько показателей: снимается скорость передвижения автомобиля, списывается его номер и, само собой, ведется его съемка. Картинка с камер, работающих, назовем это так, в прямом эфире, транслируется напрямую на два десятка больших экранов. Экраны установлены в специальной комнате, а по соседству без устали работает конвейер, печатающий готовые к рассылке уведомления о нарушении правил.

Чем-то эта комната напоминает хорошо знакомый по теленовостям Центр управления полетами, а чем-то — офис какой-нибудь строгой конторы. Большие мониторы на стене, на них не прекращается движение, мелькают цифры и надписи на иностранных языках (при том, что сообщается, что система полностью разработана российскими программистами).

Каждая проезжающая машина на экранах снабжается нарисованной линией, над которой высвечивается скорость движения, а табличка с номерным знаком распознается и отрисовывается рядом в хорошо читаемом виде.

То, что компьютер посчитает нарушением, обязательно проверяется инспектором. Вероятность погрешности невелика, она колеблется в пределах нескольких процентов. При желании решение Центра можно оспорить.

На квитанциях нарушители смогут даже разглядеть свое лицо в ту секунду, когда они совершали роковой нелегальный маневр. Документ не только указывает, за что штрафуется водитель, и сообщает сумму штрафа, но и сопровождает все это фотографией, сделанной на месте преступления — крупного или не очень. Приехавший в этот день к журналистам начальник областной ГИБДД Сергей Сергеев рассказал, что европейские страны уже много лет назад оценили преимущества такого подхода.

“Большой брат” выпишет штраф

В то же время подобные системы неизменно вызывают вопросы со стороны как простых граждан, так и правозащитных организаций во всем мире. Введение столь тщательного видеонаблюдения означает, что любое передвижение любого автомобиля по крупным (а в перспективе и по любым) дорогам будет зафиксировано и архивировано в мощных милицейских серверах. У некоторых новые порядки могут вызвать дискомфорт. Им просто не нравится, что за ними постоянно кто-то смотрит и все записывает.

Как именно будет храниться и защищаться информация о проезде автомобиля? Кто будет иметь к ней доступ? Заместитель начальника отдела информационного обеспечения Иван Макавеев рассказал, что база данных расположена в защищенном помещении с ограниченным доступом. Только там происходит сопоставление номера с личными данными владельца авто, и сделать это может только ограниченный круг лиц. Более того, информация о передвижении автомобилей на передвижных и стационарных пунктах наблюдения записывается в зашифрованном виде, и на руках у потенциального злоумышленника при всем его желании окажется только набор непонятных символов. Словом, милиция дает понять, что этот “Большой брат” заинтересован исключительно в тотальной безопасности на дорогах.

В то же время дорожная милиция фиксирует снижение числа аварий на участках, оборудованных камерами. “Видеоинспекторов” со временем будет больше, к уже выделенным 250 миллионам рублей будет добавлена еще сопоставимая сумма.

Бюджету эта инициатива приносит деньги в виде возрастающего количества штрафов, милиции — уменьшающееся число нарушений, а водителям — однозначность трактовки ситуации, избавление от личного общения с инспектором и уверенность, что перед законом все участники движения равны в правах.

Владимир КРЮЧЕВ, Газета "Вперед"