ПОДЗЕМНАЯ УГРОЗА

29 июня 2009 2183

ПОДЗЕМНАЯ УГРОЗА Москва и Подмосковье на пороге техногенных катастроф?

В начале мая в Москве на улице Озерной произошел прорыв газа на магистральной трубе высокого давления. Последовавший за ним взрыв оценивают как самый крупный за всю послевоенную историю столицы: пылающий факел взметнулся на высоту около 200 метров. Потушить его смогли только через 15 часов. Ударной волной и пламенем были сильно повреждены четыре стоящих неподалеку здания, пять пострадавших доставлены в городские больницы.

Основной причиной аварии специалисты называют коррозию трубы и деформацию ее металла. Ученый из Сергиева Посада предлагает свою версию причин случившегося.

Кто такой Соколович?

Владимир Емельянович Соколович живет на 1-й Рыбной улице в Сергиевом Посаде. На днях ему исполнилось 95 лет, он доктор технических наук и до сих пор совершенно официально числится старшим научным сотрудником Научно-исследовательского института оснований и подземных сооружений им. Н. М. Герсеванова в Москве. И это не просто формальность: коллеги регулярно приезжают к нему за консультациями, а последний патент на изобретение вместе с ними он получил пару лет назад.

История с взрывом газа в Москве сильно заинтересовала ученого. Прочитав в газетах массу рассуждений на эту тему, он решил высказаться самостоятельно.

Основных бытующих версий взрыва две: коррозия металла и некачественное проведение работ при строительстве газопровода. Обе они, по мнению Владимира Емельяновича, не выдерживают критики, но мы все равно приведем их для ясности.

Что говорят эксперты

О том, что трубу прорвало из-за банальной ржавчины, одним из первых высказался столичный мэр Юрий Лужков. Об этом же поначалу заявляли в пресс-службе Генпрокуратуры.

В газетах со ссылкой на них писали, что трубопровод не имел защитного футляра (еще одной специальной трубы), находился в аварийном состоянии, а пожар вызвали короткие замыкания в проходящих рядом силовых сетях.

Для такого мнения были все основания. Средний срок службы газовой трубы — 40 лет. Взорвавшемуся на Озерной улице газопроводу было 33 года, возраст для него вполне почтенный. Это труба высокого давления, до 12 атмосфер, диаметром 700 миллиметров. Нагрузки большие, металл старый, вот и рвануло.

Официальное заключение экспертной комиссии, обнародованное в начале июня, придерживалось несколько иной точки зрения. Комиссией было установлено, что «в период производства работ по строительству газопровода были допущены изгибы трубы в горизонтальной и в вертикальной плоскости. При этом в месте изгиба возникло напряженно-деформированное состояние металла трубы, ослабляющее прочностные характеристики металла. Место изгиба совпадает с местом аварии. (…) Исходя из результатов расследования и на основании заключений экспертных организаций, комиссия пришла к выводам, что авария на участке газопровода произошла вследствие мгновенного (лавинообразного) развития трещины в материале трубы».

Мнение Соколовича

Что стало причиной этого мгновенного появления трещины, не указывается. Владимир Соколович полагает, что это вполне очевидно: виной всему нарушенный гидрогеологический баланс столичного мегаполиса.

Цитата. «Во многих крупных городах мира подземные воды добывают в течение десятков лет, в результате чего их уровни значительно снизились: в Москве на 40 — 90 метров, в Лондоне на 100, в Париже на 120, в Токио на 150 метров. (…) Сравнительно недавно выявилось еще одно нежелательное последствие чрезмерной эксплуатации подземных вод для «утоления жажды». Речь идет об оседании земной поверхности. Оказывается, при очень интенсивном извлечении воды из сравнительно рыхлых пластов в них падает давление, иногда настолько, что происходит уплотнение пород, уменьшение их объема и, как следствие, просадка поверхности земли под участками наибольшего уплотнения. Проседание стало большой проблемой в США, Японии, Италии и в других странах, так как в результате наносится ущерб зданиям, дорогам, трубопроводам, каналам и т.п.». А. Карцев, С. Вагин, «Невидимый океан», Москва, 1978 год.ПОДЗЕМНАЯ УГРОЗА

Эту книгу дал нам для изучения Владимир Соколович. «Гидрогеологам всего мира давно известно, что интенсивное использование артезианских вод приводит к проседанию поверхности и разрушению зданий и сооружений, — говорит он. — В Москве и Подмосковье очень много артезианских скважин, вода откачивается в огромных объемах. В Москве при этом еще и огромное количество массивных надземных и глубоких подземных сооружений. При проведении этих работ в Москве нет планирования, хотя их надо планировать! Тысячи километров разнообразных труб, в том числе и газовых, высокого давления! С водой надо обращаться аккуратнее. Иначе начнутся массовые просадки, будут повреждаться трубы. Даже при небольшой утечке метан из-под земли будет подыматься вверх, скапливаться в подземных выработках, в подвалах. Возрастет количество пожаров. Это очень серьезно, это жизнь наша».

Что в мире

Примерами тяжелых последствий проседания грунтов вследствие откачек подземных вод могут служить Венеция и столица Мексики Мехико.

В центральной части Мехико давно уже запрещена эксплуатация водяных скважин, но, тем не менее, за последние сто лет город просел, по разным оценкам, на глубину от 7 до 10 метров. Причина — интенсивная эксплуатация артезианских колодцев: огромному городу требуются огромные объемы воды. Мехико стоит не на каменной плите, а на подушке из глины. Поэтому все возникающие пустоты быстро разрушаются, и грунт проседает.

В этом видят огромную проблему, в образующиеся пустоты закачивают воду, что замедляет процессы проседания и разрушения.

Хорошо известна и опасность погружения Венеции в воды Адриатического моря. Основных причин, как считается, тут две: уровень мирового океана медленно повышается, а город, напротив, постепенно проседает под собственной тяжестью. Причина просадки — интенсивная работа артезианских скважин.

В знаменитых каналах не хватает воды. По данным периодических изданий, самый серьезный отлив в Венеции за последние четверть века (91 сантиметр ниже уровня моря) был зафиксирован в феврале 1989 года.

Спасение Венеции объявлено международной проблемой. Москве, говорит Владимир Соколович, в подобном случае никто не поможет, только рады будут. Интенсивная откачка артезианских вод с больших глубин, строительный бум и особенности грунтов столицы могут привести и уже приводят к проседанию почвы. А это грозит серьезными технологическими катастрофами.

Александр ГИРЛИН
Фото из Интернета и Алексея СЕВАСТЬЯНОВА