ПРОИЗВОДСТВО МАТРЁШКИ В РОССИИ ПОД УГРОЗОЙ

14 июля 2009 4921

ПРОИЗВОДСТВО мАТРЕШКИ ПОД УГРОЗОЙОдин из традиционных народных промыслов - производство матрешки - под угрозой. Игрушка, которая является символом нашей страны, сегодня вынуждена конкурировать с многочисленными подделками. В итоге - на производство настоящей матрешки мастерам одной из старейших фабрик в Сергиевом Посаде приходится выкраивать деньги из собственного бюджета.

Министерство промышленности и торговли все чаще констатирует - матрешки на столичных прилавках - в основном подделки, не всегда даже российского производства. Выход из ситуации один - стимулировать отечественного производителя.

Станислав Наумов, заместитель министра промышленности и торговли РФ:

- Не скажу, что мы ничего не делаем. Ну, за последние годы у нас существенно увеличилось финансирование народных художественных промыслов, оно выросло до более чем 80 миллионов рублей.

Чтобы посмотреть, в каком положении находится производство русской народной игрушки, мы отправились в Сергиев Посад - на старейшую фабрику по производству матрешек.

Александр Словеснов, директор ЗАО "Художественные изделия и игрушки":

- Денег мы ни от кого не получали. Мы готовы принять деньги, готовы вложить их в производство, реорганизоваться на них, готовы ответить за каждую копейку, отчитаться!

Трудно поверить, но Александр Словеснов говорит о балансе когда-то известного на весь мир предприятия. Именно здесь 110 лет назад началось ее массовое промышленное производство. Отсюда целыми эшелонами она вывозилась в республики Союза и за границу. Так было до конца 80-х - тогда финансирование прекратилось, и фабрика стала специализироваться на сувенирных куклах из пластика и резины. И только с этой весны горстка энтузиастов, их не больше 10 человек, возобновляет старинный промысел.

- Вот, она такая, эта загорская матрешка. И она практически уже много-много лет не меняется.

Не меняется и покупатель этой игрушки. В основном - это иностранцы, для которых она входит в традиционный туристический набор. Снижение спроса на матрешку у россиян специалисты объясняют так - производитель не креативен, не может адаптироваться к новым условиям рынка, не продвигает свою продукцию. Да и сама матрешка уж очень традиционна.

Станислав Наумов, заместитель министра промышленности и торговли РФ:

- Можно думать и об инновациях. Я не думаю, что надо ограничиваться только каким-то одним способом росписи матрешек. У меня в детстве была одна матрешка, по-моему, до сих пор есть, понятно, что уже, если я их не коллекционирую, я их покупать не буду.

Александр Словеснов, директор ЗАО "Художественные изделия и игрушки":

- Но она тем вот и дорога. Она запомнилась всем, многим поколениям, - и я так думаю, если что-то изменить, это будет совсем не то. И вот мы пытаемся ее в этом виде сохранить, донести до людей. Согласитесь, 110 - есть что сохранять!

Как сложится судьба старинного промысла, сказать наверняка не может никто из наших собеседников. И только нарядная русская матрешка уверенно смотрит куда-то вдаль - и улыбается так же, как 110 лет назад.

По сообщению ТВ Центр