РЕПЕТИЦИЯ КАТАСТРОФЫ

12 октября 2009 3006

"Седьмого октября в 12 часов на 73-м километре федеральной автодороги "Холмогоры" произошло дорожно-транспортное происшествие. Водитель бензовоза, двигаясь по левой полосе дороги в сторону Москвы, при перестроении на выезд с шоссе в нарушение правил не уступил дорогу автобусу, следующему в попутном направлении по правой полосе. От удара автобус развернуло на проезжей части, а бензовоз отбросило на обочину. Из образовавшейся пробоины в цистерне бензовоза на проезжую часть вытекает бензин...".

РЕПЕТИЦИЯ КАТАСТРОФЫ

На мосту

Скажем сразу, пока вы еще не испугались: это были учения. Учения, в которых отрабатывалось взаимодействие МЧС, милиции, "Скорой помощи" и центра медицины катастроф при сложных ДТП, если они, не дай бог, когда-нибудь у нас случатся. Дело происходило на Ярославском шоссе неподалеку от Шарапова.

Начало было назначено на двенадцать, но мы, на всякий случай, приехали на полтора часа раньше: прошли слухи, что потом все перекроют и попасть на место будет уже невозможно.

На мосту царила суета: с озабоченным видом по нему ходили многочисленные люди в утепленной форме с нашивками вроде "Мобильный медицинский отряд специального назначения", "Федеральное медико-биологическое агентство", "Медицина катастроф, Московская область", ДПС, МЧС, ГИБДД. Неподалеку расположились "мобильные госпитали" — большие палатки с красными крестами, где планировалось размещать "раненых".

РЕПЕТИЦИЯ КАТАСТРОФЫ

Внизу, под мостом, к учениям уже все было готово. Участок дороги в сторону Москвы перекрыли, пустив транспорт по "встречке", на обочине стоял наискосок красный "Икарус" и чуть подальше оранжевый бензовоз. Возле них пришпоривали своих железных коней мотоциклисты: именно они, по сценарию, должны были прибыть к месту происшествия одними из первых.

В центре моста расположился "командный пункт", где на столе стояли три больших монитора, показывающих, что происходит внизу. Учитывая большое количество камер и микрофонов вокруг, все это напоминало съемочную площадку, и возгласу "Мотор! Начали!", кажется, никто особо не удивился бы.

Президент сказал — вертолеты

Однако серьезность и нужность учений сознавали все. Директор всероссийского центра медицины катастроф Сергей Гончаров объяснил нам: "Теоретические наработки, которые делаются в научных центрах, обязательно нужно проверять на практике. Различным службам необходимо отрабатывать взаимодействие при чрезвычайной ситуации: кто первым подает сигнал, что при этом надо делать. Даже лица, не имеющие медицинского образования, должны, а скоро будут обязаны оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП. Сейчас же все проезжают мимо, никто не останавливается... А сотрудники ДПС, первыми прибывающие на место происшествия, зачастую не знают, что такое эта самая первая помощь. Эти учения еще раз покажут, насколько они готовы.

РЕПЕТИЦИЯ КАТАСТРОФЫ

На последнем совещании у президента был поставлен вопрос об организации авиамедицинской эвакуации с места ДТП. К сожалению, в России не хватает малых вертолетов. Московской области в этом смысле повезло, здесь есть вертолеты "Центроспаса", они работают уже в течение пяти лет. На сегодняшний день Россия — единственная из большой восьмерки, кто не использует авиамедицинскую эвакуацию при ДТП.

Министр здравоохранения области Владимир Семенов отметил: "Подобные учения мы проводим нечасто. К сожалению, практики и так хватает — более 14 тысяч ДТП в год. Совместная работа с ГИБДД, службами спасения и "Скорой помощи" постепенно налаживается. Есть результаты, за последние годы количество погибших в результате ДТП снизилось в полтора раза, а детей — в два раза. До начала проекта погибших детей было более ста человек, в прошлом году погибло 53 ребенка".

Глава района Владимир Коротков, в свою очередь, сказал: "Со стороны нашего района в учениях были задействованы учреждения здравоохранения, "Скорая помощь", МЧС и спасатели. Учения проводятся на территории двух районов, нашего и Пушкинского. Отрабатываются совместные действия в случае чрезвычайной ситуации с большими жертвами. Конечно, лучше бы этого не было, но такие вещи необходимы для того, чтобы в случае чрезвычайной ситуации была слаженность действий всех служб".

Быстро и слаженно

Ровно в полдень через звукоусилительную аппаратуру участникам и наблюдателям объявили пятиминутную готовность. Несмотря на предупреждение, все началось почти неожиданно: бензовоз вдруг окутался густыми клубами серого дыма. Комментатор объяснил, что произошло ДТП и теперь наступила так называемая "фаза изоляции", то есть время от момента аварии и ее обнаружения до прибытия медицинских специалистов.

Водитель и пассажир остановившейся "обычной" учебной легковушки в это время оказывали медицинскую помощь пострадавшему водителю бензовоза, который, вероятно, успел замерзнуть, пока лежал на картонке и курил в ожидании начала событий.

РЕПЕТИЦИЯ КАТАСТРОФЫ

ДТП обнаружил милицейский вертолет, «случайно» пролетавший мимо по сценарию учений. Экипаж сообщил "куда следует", после чего на место оперативно прибыли мотоциклисты дорожно-патрульной службы, стоявшие в небольшом отдалении от моста. Они расставили на дороге красные конусы и расчистили площадку для приземления вертолета. Он приземлился. Водителя бензовоза загрузили в винтокрылую машину для эвакуации.

Одновременно сотрудники милиции обследовали автобус. Комментатор объяснил нам, что по сценарию там находится около 30 пострадавших. Весть о ЧП была передана необходимым службам, и они незамедлительно стали прибывать одна за другой. Спасатели и медики занялись своим делом, то есть начали выводить пострадавших (многие из них, войдя в роль, держались за голову или прихрамывали на обе ноги).

"Обратите внимание на эвакуацию пострадавших из поврежденного автобуса, — объясняли нам. — Легко пострадавшие эвакуируются через заднюю дверь и оконные проемы, а пострадавшие средней степени тяжести — через переднюю дверь. Это делается во избежание паники и купирования невротических реакций у легко пострадавших, которые, как правило, возбуждены и проявляют двигательную активность, что негативно сказывается на последствиях ДТП".

Тем временем пожарные размотали рукав и стали поливать бензовоз пеной из широкого раструба. С учебным возгоранием справились довольно быстро.

Скорбная фаза учений наступила в момент, когда нам объявили, что "спасатели МЧС помещают тела четырех погибших в специальные пакеты, переносят их в автомобиль и отправляют в морг районной больницы Сергиева Посада". И действительно, спасатели вытаскивали из автобуса большие черные свертки, укладывали их на носилки и несли в фургон.

РЕПЕТИЦИЯ КАТАСТРОФЫ

Буквально через пять минут основная часть учений закончилась.

Следующая началась в мобильном госпитале, где врачи на манекенах объясняли милиционерам, как правильно накладывать шину на поврежденную конечность, делать искусственное дыхание или непрямой массаж сердца. Манекенов было три и один из них, кажется, женский, что вызвало среди сотрудников дополнительный интерес.

Все целы

Больше мы ничего не увидели. Учения закончились в одной из больниц города Пушкино, где свои действия отрабатывали преимущественно медики.

Очень хочется надеяться, что в случае реальной, а не учебной аварии (не дай бог, конечно) все чрезвычайные службы будут действовать столь же быстро, браво и слаженно. С использованием мотоциклов, автомобилей, вертолетов. Главное, чтобы люди были живы.

Александр ГИРЛИН

Газета "Вперед"