ЗАВОД-ЛЕГЕНДА ТЕРПИТ БЕДСТВИЕ

18 ноября 2009 3483

Но ЗЛКЗ еще можно спасти, если владельцы-банкроты и банк-кредитор сумеют договориться, считают в областном правительстве

Сокращение производственных объемов для любого предприятия — это беда и стресс. Кризис на предприятиях — настоящее потрясение для нашей небогатой социальной сферы. На заводы-ветераны исторически завязаны системы жизнеобеспечения. В партнерстве с предприятиями муниципалитеты зачастую содержат котельные и сети, обслуживают малые дороги, сохраняют сеть дошкольных учреждений, поддерживают школы.

Но, кроме того, есть предприятия, которые для района больше чем заводы. Это авторитетные мировые брэнды и одновременно "барометр" индустриального самочувствия всего экономического комплекса региона. Такой статус много лет был у ЗЛКЗ — Загорского лакокрасочного завода, который сегодня официальный банкрот. Не случайно район и область прилагают сейчас все усилия, чтобы спасти знаменитый завод от гибели, а коллектив от увольнения. В минувший понедельник в министерстве промышленности и науки правительства Московской области по инициативе района прошло совещание с участием всех, кто еще может повлиять на судьбу завода.

Карпычев отдал жизнь за "лакокраску"

Не завод гибнет — легенда, это, кажется, понятно всем. В начале 90-х ЗЛКЗ уже был у опасной черты. Стихия дикого, жестокого рынка гнала предприятие к краю пропасти. И это при том, что четыре буквы в "имени" завода были практически как знак высочайшего оборонного качества. На мировом отраслевом рынке никому не надо было объяснять, что такое изделие ЗЛКЗ. Его уникальными красками покрывали самолеты и подводные лодки, рефрижераторы и печи, бытовой арсенал — да все, что угодно. Сергиевопосадские потребители знали наверняка, что местная краска прослужит без ремонта полтора десятка лет под дождем и в морозы.

ЗАВОД-ЛЕГЕНДА ТЕРПИТ БЕДСТВИЕ

Скоро отчисления предприятия составляли 6 процентов районного бюджета, зарплата здесь была одной из самых высоких в районе.

Те, кто ранее смирились с "неизбежной кончиной" завода и уволились, теперь рады были бы вернуться на ЗЛКЗ, но неверующих назад не принимали. С принципами было предприятие. Весь район наблюдал за тем, как выздоравливала "лакокраска". Это был для всех железный аргумент: можно бороться за свою зону жизненных интересов, если не рвать хищнически свое предприятие на части, а поберечь и приумножить общий производственный капитал. Какой внешний прессинг пришлось выдерживать упорному рыжеволосому директору, стало ясно, когда прозвучали выстрелы. Несгибаемого Карпычева расстреляли утром, когда он шел на завод. Произошло это в 1997-м, а вскоре у ЗЛКЗ появился владелец — промышленная группа МАИР. Собственник вел себя, как отраслевой магнат, твердой рукой по отработанному сценарию приобретая лакокрасочные предприятия по всей стране. Кто бы возражал, если бы эти заводы сегодня процветали. Но, к сожалению, итог не радует.

ЗЛКЗ роль уготована печальная. По словам представителя банка, собственник взял кредит в полтора миллиарда рублей под залог сергиевопосадского завода. Денег кредиторам МАИР не вернул и теперь рассчитывает погасить долг предприятием, к которому, похоже, окончательно охладел. Настолько охладел, что сам инициирует процедуру банкротства и тем многократно усложняет производственную жизнь заводу, которому в таком неблаговидном статусе все сложнее договариваться с заказчиками. Эта пикантная подробность обнаружилась на последнем консилиуме.

Кому невдомек урок Пикалева

Все помнят, как премьер страны Владимир Путин вернул к жизни цементный завод в Пикалеве. Из-за несговорчивости собственников предприятие встало, решалась судьба коллектива в несколько сот человек. Премьер собрал у потухших печей собственников-олигархов и устроил им демонстративную "порку" с трансляцией по ведущим телеканалам. Намек бизнесменам предельно ясный: не доводи до греха, не вынуждай, чтобы тебе сам премьер дал авторучку, чтобы поставить подпись под компромиссным соглашением. Рабочие коллективы, лишившись занятости в кризис, могут оказаться вовсе без средств к существованию. А ведь это еще и семьи, дети, старики...

Районная власть несколько месяцев пытается свести для переговоров кредитора, Банк Москвы, и руководителей группы МАИР. Однако партнеры от любых контактов ускользали, следуя интересам своего бизнеса. Можно было бы предоставить собственникам и дальше годами выяснять отношения в судах, если бы эти взаимоотношения не влияли напрямую на жизнь сотен семей сергиевопосадцев. Первый серьезный звонок для властей прозвучал в начале отопительного сезона. Из-за того, что банк и промышленники не смогли договориться о расчетах, в поселке "лакокраски" отопительный сезон был отсрочен на полмесяца. Пришлось властям объявить чрезвычайную ситуацию, сорвать пломбу с ведомственной котельной и при поддержке прокуратуры подать тепло в дома поселка.

По словам замминистра Савина, завод имеет имя на мировом рынке, способен стабильно выпускать качественную продукцию, и любой здравомыслящий директор заинтересован сохранить штат подготовленных работников. После кризиса многим заводам придется заново собирать сотрудников и тратить средства на подготовку кадров. По мнению областного руководителя, кризис многих бизнесменов научит договариваться. Жаль только, что за эти уроки приходится дорого платить. На мебельной фабрике в Электрогорске собственники сейчас делят активы и в результате несут колоссальные потери. Пятую часть уже потеряли, и по прогнозам будут еще убытки. Власти обязаны вмешиваться в ситуацию, когда у бизнеса появляется опасный социальный крен. Областная инспекция по труду и районный координационный совет профсоюзов получили задание внимательно отслеживать законность всех действий руководства завода.

Шанс на спасение есть

Область откликнулась на призыв района и взяла ситуацию на ЗЛКЗ под постоянный контроль. Первое, что выяснили на совещании замминистра Михаил Савин и глава района Владимир Коротков, кто именно инициирует самый неблагоприятный вариант с конкурсным управлением всего имущественного комплекса завода, именующегося сегодня ОАО "Краска-Инвест".

ЗАВОД-ЛЕГЕНДА ТЕРПИТ БЕДСТВИЕ

Представитель банка заявил, что заинтересован как раз в отсрочке самого жесткого сценария с банкротством и ищет инвесторов для приобретения завода и сохранения его производственной специализации. Однако, заявляя такую позицию, банк довольно спокойно наблюдает за происходящим на заводе. Кажется, кредитору не очень нравится тактика конкурсного управляющего, но его действия никто не оспаривает. И поиск инвестора, похоже, ведется не очень энергично. Теперь впереди суды, завод получил отсрочку на пару месяцев.

Михаил Савин считает, что это шанс для спасения завода. Он обещал уже через неделю пригласить на ЗЛКЗ четырех кандидатов в инвесторы. Есть у областного замминистра и другие кандидатуры в новые собственники предприятия, и об этих вариантах он будет советоваться с губернатором Борисом Громовым. Поддерживает курс на сохранение предприятия глава района Владимир Коротков, который предложил каждые две недели сообща оценивать ситуацию на ЗЛКЗ. Заместитель главы администрации Сергей Тостановский сказал, что район и банк сейчас в одной лодке. Если объединить усилия по поиску инвесторов и найти понимание группы МАИР, еще можно сохранить уникальную производственную площадку и коллектив работников. В этом случае со временем найдет благополучное разрешение кредитная история в полтора миллиарда рублей. Банк, кстати, готов пойти на финансовые уступки и даже еще вложиться в оздоровление завода. Область обещала благоприятный режим будущим инвесторам ЗЛКЗ.

Нашли сообща и решение проблемы ведомственной котельной. Уже есть подобный опыт на подольском машиностроительном заводе. Там ведомственную котельную предприятие вывело в самостоятельную бизнес-единицу. Завод с прибылью, муниципалитет обеспечивает теплом социальное жилье.

Из отзывов специалистов после совещания вынесла ощущение, что минувшие годы дают много поводов для скепсиса. Но все же есть надежда на благоприятный исход для легендарного ЗЛКЗ. Кстати, последними из зала заседаний выходили, что-то активно обсуждая, представители банка и завода. Хочется верить, что конструктивная "стыковка" все-таки произошла и дело двинется в правильном направлении. В конце концов, еще одно Пикалево никому не нужно.

По итогам совещания можно однозначно сказать: хоронить завод рано. Администрация района, правительство Московской области и руководство ЗЛКЗ сделают все возможное, чтобы не допустить развала предприятия.

Светлана АНИКИЕНКО

Газета "Вперед"