БОБРЫ НЕ ПРОСЯТ МОСКОВСКОЙ ПРОПИСКИ

21 декабря 2009 4206

Дачники садового товарищества "Автомобилист-3" возмущены бесцеремонностью соседей. Все время что-то строят, нарушают мелиорацию болотистого участка. Московские садоводы утверждают, что первыми освоились в низинке между деревнями Костромино и Царевское. Устраивали здесь дорогу и дренажные каналы. Соседи появились позже, пишет глава садоводов-огородников, а ведут себя как хозяева. Из-за их неуемной деятельности, говорится в письме, территория у дач весной подтапливается. Вода стоит на дороге, ведущей к товариществу. Дачники предлагают переселить беспокойных соседей на другой участок.

Казалось бы, обычные соседские разборки, привычное дело. Но есть одно пикантное обстоятельство: соседствует со столичными садоводами колония бобров. Если бы эти первопроходцы умели говорить, они бы поспорили с московскими автомобилистами, кто в этих местах хозяин. В округе каждый знает, что бобры мигрируют по Имбушке испокон веку.

На болоте сухо не бывает

Шутки шутками, а на жалобу от садоводов, пришедшую в адрес районной администрации, надо реагировать. В Костромино отправляется экспедиция, в которой сотрудники районного отдела экологии, представитель Васильевского поселения, егерь общества охотников и рыболовов. Пригласили оценить "бесчинства" бобров и корреспондентов газеты "Вперёд". Дважды звать нас не пришлось: такого курьезного конфликта между соседями мы не припомним.

День для поездки выдался просто роскошный. Васильевские сопки укутаны снегом и раскрашены морозным солнцем в золото и малину. Покружив немного автомобильными тропами, оказываемся у Костромина. С некоторой натяжкой пятачок низины в окружении довольно крутых холмов можно назвать каньоном. Это, конечно, не Памир, но ощущаешь здесь себя за перевалом. Вот интересно, почему дачники выбрали это место и какие сады-огороды они планировали разводить на болоте?

БОБРЫ НЕ ПРОСЯТ МОСКОВСКОЙ ПРОПИСКИ

Достаточно оглядеться вокруг, чтобы сообразить, что в этой "крынке" всегда будет собираться вода. Куда же ей течь со всех окрестных склонов, как не в Имбушку. Речушка и сейчас журчит, выглядывая изредка в промоинах. А весной после снежной зимы ее, наверное, и вовсе не узнать. Основатели дачного поселка тоже хорошо это понимали. Поэтому отступили метров на сто от речушки и дома построили на некотором возвышении.

Дорогу застройщики с обеих сторон оснастили отводными каналами, под полотном сделали несколько дренажных проколов. Мостики через речушку настелили капитальные, бетонные. Не лишняя предосторожность на случай обильных весенних паводков.

Егерь общества охотников и рыболовов Николай Чистотин, оглядывая холмистую панораму, замечает:

— А чего же дачники ожидали, поселившись на болоте? Здесь вода будет всегда. И паводки будут обильнее, чем в других местах. Самые что ни на есть бобровые места. Колонии этих прирожденных гидростроителей всегда обитали на Имбушке. Прежде предпочитали округу деревни Костромино, а теперь перебрались сюда. Между прочим, садовое товарищество должно бы расценить такое соседство, как высшую похвалу для местной экологии. Разборчивые звери где попало селиться не станут. Если пришли бобры, значит, места чистые и вода в речке отменная.

Однако, судя по жалобе, дачники от своего экологического талисмана не в восторге. Они обвиняют в разливе речки и сезонном подтоплении дороги неуемных зубастых гидростроителей. Показывают на высокую деревянную пирамиду "пришельцев". А участники экспедиции первым делом заглянули в отводные каналы поселка садоводов. Судя по многомесячной "щетине" высохшей травы в дренажных сооружениях, никто дачную мелиорацию этим летом не чистил.

Их хата с краю

Глава Васильевского поселения Зоя Грекова рассказала, что не так давно в болотистых деревнях Кузьминки и Пузино жители выясняли, кто виноват, что паводок заливает огороды. Стали разбираться, и выяснилось, что сельчане забросили обслуживание коллективных каналов для осушения земли. Пока эта ирригация действовала, огороды были в порядке. Где-то отводные каналы и найти-то оказалось непросто за самовольно передвинутыми заборами. Сельские старосты долго уговаривали односельчан для собственной же пользы отступить от каналов. Кто-то соглашался, другие — ни в какую...

У обитателей дачного поселка до расчистки коллективной мелиорации руки явно не дошли. Дорога с водоотводными каналами находится как раз на полпути между забором поселка и резиденцией бобров на берегах Имбушки. Поучиться бы садоводам у своих неутомимых соседей. Они-то трудились весь сезон, не покладая лап.

По словам егеря Николая, бобер — зверь осторожный и не публичный. Строительством своих плотин колония занимается по ночам. Сейчас трудяги в коллективном зимнем отпуске, отдыхают в своей только что отстроенной хатке высотой два с половиной и диаметром в три метра. Говорят, здесь обосновались три семейства, два десятка бобров. Хоть дачники и недовольны соседством, но должны признать: бобры дипломатично основали свою колонию на приличном удалении от освоенной конкурентами площадки. Строят свои хаты в потемках, но с такой точностью, будто то и дело в проект заглядывают. Все бревна в основании как заточенные карандаши. Крепости зубов невидимых строителей можно от души позавидовать. Несколько движений резцами — дерево лежит. Да не просто где упало, там и осталось. Каждый ствол определен архитектором точно на свое место. Хатка бобров — это очень функциональное и практичное сооружение. С помощью таких плотин бобры устраивают запруды, которые становятся островками притяжения для разной лесной и прудовой живности.

БОБРЫ НЕ ПРОСЯТ МОСКОВСКОЙ ПРОПИСКИ

— Появление бобра — хороший знак, — говорит главный специалист отдела экологии Марина Калентьева. — Он разведчик и первопроходец. На обжитых бобрами местах появляются целые сообщества лесных обитателей. В районе единицы колоний бобров, и появление каждой новой можно расценивать как великое доверие природы.

И тут нам захотелось задать вопрос егерю Чистотину. Наверняка в округе полно охотников с "лицензией на убийство" лесного зверья. Насколько защищена здесь наша доверчивая природа? Не попадут ли в прицел трудяги-бобры, если кому-то покажется, что их слишком много?

— В этих местах водятся заяц, лиса, утка, гусь и масса другого зверья, но вся территория под контролем, — заверяет Николай. — Мы знаем о каждом выстреле на своем участке. Бобра и другую дичь без разрешения никто отстреливать не позволит.

Кто полезней, бобер или дачник?

Не умаляя заслуг садоводов и огородников, все же рискну задать такой вопрос. Кстати, в том числе и себе, потому что на все лето и осень тоже становлюсь дачником. Так кто же матери-природе дороже? В районе порядка 700 дачных товариществ, а бобровых колоний единицы. Зубастые строители мастерят плотины, строят запруды, оживляют природные уголки. А что делаем мы, дачники? Растим урожай на подсобных участках? Уже не факт. Многие от обработки земли отказываются и просто в свое удовольствие проводят время на свежем воздухе. Это понятно: горожане ищут спасения от каменных джунглей. А природе какой прибыток? Только горы мусора по лесным оврагам и на обочинах дорог. Так кто из нас полезней?

Любопытно, как представляют себе в правлении дачного поселка отселение бобров? Изловить их сачками, засунуть в клетки и перевезти на другую речку? Но это же не бродячая собака в городском квартале. Это неотъемлемая часть живой природы. Без этой частички в окружающей среде образуется пустота, последствия которой мы себе даже не представляем. А сколько уже таких "дыр" на нашей планете. Целая энциклопедия исчезнувших с лица земли видов растений и животных.

Если действовать по такому алгоритму, надо отловить кабанов в березняковских лесах. Эти соседи делают набеги на поля "Смены" и наносят заметный урон урожаю. Серые журавли кормятся на зерновой ниве в Торгашине и Самотовине, топчут поля, мнут колосья. Почему бы не изгнать "нахлебников" с нашей нивы? Однако в этих местах никто не припомнит случая, чтобы легендарной птице причинили вред. Почему? Да потому что они равные с нами в правах обитатели земли.

Участники экологической экспедиции приняли решение наведаться в Костромино еще раз весной, чтобы уточнить границы половодья. С таянием снега станет ясно, где разливается вода, подходит ли она к забору поселка и какова тут роль колонии бобров. Скорее всего, соседям придется и дальше жить рядом, а для мирного разрешения спора найти приемлемый компромисс. Совершенно необязательно выселять бобров. Почему бы не сделать этот неожиданный подарок природы турпродуктом? Открыть для желающих гостевой домик, связаться с турфирмой и принимать по путевкам любителей экологического туризма. Показывать им бобровые хатки и плотины, водить на экскурсии в другие бобровые колонии. А на вырученные деньги заняться осушением земли в товариществе. Как утверждает китайская мудрость, если не можешь одолеть соперника, сделай его своим союзником.

Светлана АНИКИЕНКО

Газета "Вперед"