Между политикой и шашлыками

22 сентября 2010 3283

День города в Сергиевом Посаде в этом году получился сильно политизированным. Пожалуй, ни один такой праздник, ведущий свою историю с 1988 года, не проходил на фоне столь ярких политических “баталий”, которые неизбежно сказались на всем фоне и организации торжества.

Даже открытие Дня города получилось не совсем торжественным. Согласно традиции и сценарию, это должен был сделать глава города Николай Маслов. Но получилось не совсем так: о том, что праздник начинается, после некоторой паузы объявили ведущие, и на сцену сразу вышли фольклорные коллективы.

МЕЖДУ ПОЛИТИКОЙ И ШАШЛЫКАМИ

Позже выяснилось, что Николай Васильевич в этот момент в городе отсутствовал. Говорят, что его самолет из Германии приземлился с опозданием, и к началу торжеств он попросту не успел. Приглашенный им на праздник представитель правительства Московской области Николай Пищев посидел в кабинете, постоял на крыльце, но градоначальника так и не дождался и убыл не в самом лучшем расположении духа. Как ни крути, это вряд ли может служить примером удачной дипломатии, особенно с учетом скандалов последнего времени и, прямо скажем, весьма натянутых отношений администрации города с вышестоящими властями.

Главная площадка праздника, Советская площадь, оказалась огорожена красно-белой лентой, вдоль которой прогуливались милиционеры. Тем не менее это не помешало развернуться на ней кампании по сбору подписей за отставку градоначальника. Активисты движения “Гражданская солидарность” предлагали всем желающим оставить автограф под письмом к президенту России Дмитрию Медведеву. На груди у них красовалась надпись: “Я за отставку Маслова”. За ними, как рассказывают, бегала неустановленная женщина, стремившаяся сорвать процесс: вырывала у сборщиков листы, пыталась жаловаться на них милиционерам, однако те вмешиваться отказывались, говоря, что ничего противозаконного не происходит.

Здесь же, неподалеку, некая барышня собирала подписи в защиту Николая Васильевича, так что баланс в этом смысле был соблюден.

Возле Дворца культуры им. Ю. Гагарина тем временем происходила раздача населению дисков с компрометирующей некоторых депутатов горсовета видеозаписью. Возле афишных тумб установили столик, а афиши обклеили самодельными плакатами вроде “Грызлов! Выгони продажных депутатов из “Единой России!”. За столиком сидела бабушка. Но спикер Госдумы, увы, не прогуливался тем вечером мимо закрытого подземного перехода. Надписями на афишных тумбах в этот день дело не ограничилось. В разгар праздника на балконе отеля “Посадский” появился самодельный баннер с надписью: “Маслов уходи” (именно так, без запятой). Позже его сняли.

МЕЖДУ ПОЛИТИКОЙ И ШАШЛЫКАМИБлиже к вечеру в сквере возле Белого пруда состоялось открытие памятника защитникам Троице-Сергиевой лавры крестьянам Клементьевской слободы Никону Шилову и Петру Слоте. Во время осады монастыря польско-литовскими войсками они ценой своей жизни уничтожили подкоп, сделанный неприятелем под Пятницкую башню.

Памятник представляет собой скульптурное изображение Шилова и Слоты, за спиной которых стоит, по-видимому, келарь Троицкого монастыря Авраамий Палицын, благодаря запискам которого мы и узнали об их подвиге.

На церемонии открытия выступил Николай Маслов, к тому времени уже прибывший в город. Он рассказал, что выполнил свои обещания, открыв в городе несколько фонтанов и бронзовый бюст командарму Василию Ивановичу Кузнецову на бульваре его имени. По словам Николая Маслова, сейчас работы по благоустройству идут возле памятника нашим современникам, землякам, погибшим при выполнении воинского долга. На улице Глинки в скором времени появится парк и еще один фонтан.

Следует отметить, что установленный возле Белого пруда памятник — не тот, что ожидали многие. В конце прошлого года широкую известность получил проект нашего земляка, скульптора Дениса Соловьева. Созданный им памятник Шилову и Слоте планировалось установить возле Пятницкой башни, в месте, где они когда-то взорвали подкоп. Телеканал “Тонус” даже провел телемарафон по сбору средств на его изготовление.

У Белого пруда ныне установлено творение московских скульпторов Андрея Орлова и Сергея Резепова (С. Резепов также автор бронзового бюста командарма Кузнецова). Никакого общественного обсуждения проекта не было, власти города представили его горожанам уже в готовом виде. Эту тенденцию вряд ли можно считать положительной: установка памятника — материя тонкая, нам, жителям, в любом случае придется любоваться на него не один год, и вкусы одного человека (в данном случае, надо полагать, мэра) вряд ли могут служить мерилом всего.

Раньше проекты памятников неоднократно выносились на всеобщее обсуждение (например, проект памятника бойцам 1-й ударной армии на бульваре Кузнецова), что позволяло жителям, по крайней мере, выбирать один вариант из нескольких. Что из этого получалось, другой вопрос, к голосу общественности могли не прислушаться, но хотя бы был шанс.

Имеет смысл вспомнить, как устанавливали памятник Сергию Радонежскому на Красногорской площади перед Лаврой. Окончательное слово при выборе проекта (их было несколько) осталось за тогдашним главой района Василием Гончаровым, в результате чего одобрение получил “придворный” вариант, по мнению многих, далеко не самый лучший.

Традиция заведения “придворных” скульпторов, как мы видим, живее всех живых, и нельзя сказать, что это благотворно сказывается на облике Сергиева Посада.

Александр ГИРЛИН