Все, что мы всегда хотели знать...

01 ноября 2010 2683

"Все, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить" — кинофильм с таким названием был снят скандально известным режиссером Вуди Алленом в 1972 году. Фильм состоял из нескольких эпизодов, каждый из которых был ответом на один вопрос. В то время, как известно, "секса у нас не было". Но даже сейчас, когда его "легализовали", все равно рискну предположить: есть тема, на которую наши граждане задали бы кучу вопросов. Но вначале боялись это делать, потом спрашивали, но не получали ответов. Тема эта — коммуналка. А вопросы: "Сколько можно повышать тарифы?" и "Где деньги?"

Собственно, из коммунальных недр в последнее время в общество поступают всего две информации: о ежегодном повышении квартплаты (причем даже если по некоторым позициям тарифы снижаются) и о том, что все друг другу должны, в том числе население коммунальщикам. Куда постатейно были потрачены наши деньги — такую информацию не спешит раскрывать никто. Мы, понятное дело, так жить не хотим. Наконец, созрела ситуация, когда и "верхи" не могут. На этой неделе президент страны возмущался: куда ни приедет, в каждом городке на первом месте один и тот же вопрос — про цены на коммунальные услуги. И революция свершилась.

Все, что мы всегда хотели знать...

В октябре вступило в силу постановление Правительства РФ № 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами". Теперь организации или индивидуальные предприниматели, с кем у граждан заключен договор на коммунальное обслуживание, обязаны рассказать о себе многое. На все про все им отводится два месяца.

Вуди Аллен в своем фильме насчитал семь интересующих людей вопросов; наше правительство от имени граждан сформулировало к коммунальщикам примерно столько же — шесть. О чем обязаны рассказать УК, полезно знать каждому их клиенту.

1. Общая информация об управляющей организации. Это не только название, адрес и часы работы. Но и реквизиты свидетельства о госрегистрации (регистрационный номер, когда и кем был присвоен), по которым при желании можно узнать, кто, собственно, нас обслуживает, а следовательно, получает наши деньги. Здесь же должны содержаться сведения о вхождении компании в какие-либо объединения с указанием их наименований и адресов. Перечень домов, их адреса и общая площадь — как находящихся в управлении, так и по которым договоры управления были расторгнуты в предыдущем году.

2. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации. Это годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему. Для сведения: основное приложение называется "Отчет о прибылях и убытках". Это интересная информация, потому что до сих пор простым гражданам непонятно: почему наши УК все время жалуются на убытки и одновременно яростно сражаются за право обслуживать дома? Хотелось бы уже пролить свет на этот темный вопрос. Также они должны публиковать сведения о доходах и расходах, то есть сколько денег собрали и сколько потратили в рамках оказания услуг по управлению многоквартирными домами.

3. Сведения о выполняемых работах (услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в доме. Это касается как услуг, которые положено оказывать в соответствии с "Правилами содержания общего имущества" (уборка подъездов, промывка мусоропроводов и т. д.), так и дополнительных, таких как охрана подъездов, автостоянок, заключение договоров на размещение рекламы на стенах домов и т.д.

4. Порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества. По звучанию этот пункт очень похож на предыдущий. Но именно сюда входят такие интересные собственникам квартир вещи, как сведения о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам, и сколько раз в году снижалась плата за нарушение их качества. То есть, если горячая вода поступала в квартиру с температурой 38 градусов, перед нами должны отчитаться, сколько раз и на сколько была из-за этого снижена плата за нее. А мы сравним отчет с действительностью. Обязаны управляющие компании и вывесить на всеобщее обозрение план работ по содержанию и ремонту общего имущества на срок не менее года с указанием периодичности и сроков их проведения и оказания; сведения о выполнении и причины отклонения от плана (ну, с этим коммунальщики точно справятся).

Все, что мы всегда хотели знать...

5. Сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества. Тоже чрезвычайно интересный пункт. В доме, где я жила прежде, перерыв между последними ремонтами был лет в двадцать. Но так ли это было по бумагам — никто не знал. А вдруг, согласно отчетности, ваша УК ежегодно в подъездах красит стены, белит потолки, а перила лестниц позолотой покрывает?

6. Сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. Этот пункт, если он будет выполняться, — удар поддых для УК. Потому что, с одной стороны, сюда входит перечень всех закупаемых ресурсов (воды, тепла), их объемы и цены закупки. А с другой — тарифы (цены), которые УК применяет для расчета платежей потребителей. И среди жителей любого многоквартирного дома наверняка окажется хотя бы один неравнодушный и грамотный товарищ, который сможет проделать не такие уж сложные арифметические действия и сравнить, сколько УК берет с нас и сколько отдает той же Теплосети. По крайней мере, это сделают конкуренты, после чего информацией поделятся со знакомыми. А в малых городах и поселках, не говоря о деревнях, все друг друга знают.

Все эти сведения управляющие организации обязаны публиковать в официальных газетах, вывесить на сайтах и информационных стойках в своих помещениях. А если кто-то запросит эту информацию по электронной почте, она должна быть предоставлена на адрес электронной почты потребителя в течение двух рабочих дней.

Так что если кто-то все эти годы очень хотел, но боялся спросить наших коммунальщиков, или спрашивал, но его, мягко говоря, посылали — пусть спрашивает. Не ответят — письмо в прокуратуру и другие надзирающие за исполнением законов структуры. Потому что в случае привлечения управляющей организации за нарушения к административной ответственности они должны будут публично отчитаться, сколько раз это было, и опубликовать копии документов о применении к ним мер административного воздействия. А мы узнаем, как реагируют власти на коммунальный бардак, который "кое-где у нас порой" еще имеет место быть. О чем публично всю неделю говорил президент. Больше всего его поразил напичканный электроникой дом где-то в Татарстане. Там у жителей при снижении количества гигакалорий тепла, поданного в квартиры, автоматически снижается квартплата.

Время покажет, будет ли реализовано желание власти перед выборами в Госдуму (а скоро и президентские) хоть частично снять социальную напряженность в обществе наведением порядка в самой беспокоящей население сфере. Но многое будет зависеть и от нас. Удовлетворимся мы отписками на стендах или все же попробуем взять неуправляемые управляющие компании под контроль?

Глас народа

Что бы вы хотели спросить у своей коммунальной управлЯющей компании?

Марина Савкина:

— В нашем доме (Сергиев Посад, Ярославское шоссе, 1) после того, как компания "Посад Энерго" заменила трубы в подвале на пластиковые, горячая вода на четвертом этаже течет тонкой струйкой. Куда я только не обращалась! В УК "Посад Энерго" говорят, что виновата слишком большая жесткость воды. В котельной, что глупо ставить пластиковые трубы на горячую воду, если вода жесткая, накипь при этом не нарастает на стенках, а отваливается и забивает трубы. Соседка с пятого этажа вообще перекрыла горячую воду и греет холодную водонагревателем. Получается дешевле. Вопрос: кто должен сделать независимое обследование нашей системы водоснабжения, замерить диаметры труб и давление воды на входе в дом?

Владимир Николаевич:

— У меня в квартире стоят счетчики на воду. Какое в среднем бывает соотношение потребления горячей и холодной воды? У двоих моих знакомых примерно два к трем, то есть холодной воды они используют гораздо больше, чем горячей. А у нас примерно поровну. Моя версия: у нас постоянно идет не столько горячая, сколько теплая вода, поэтому ее разбавлять холодной практически не требуется. А ведь стоит горячая значительно дороже. И еще: когда мы, наконец, будем платить за реально поданное тепло? Всю прошлую зиму у нас в квартире батареи поочереди становились холодными. То есть отапливались то одна комната, то другая, то кухня. А в квитанциях стоят цифры в зависимости от площади всей квартиры, то есть платить приходится не за тепло, а за какие-то теоретические расчеты. Куда дели разницу?

Евгения Александровна:

— Почему так мало лавочек во дворах? Помню, что прежде у каждого подъезда стояли скамейки, где пожилые люди могли посидеть, пообщаться друг с другом. А во дворах обязательно был стол с лавками. Конечно, часто те, у кого близко окна, бывают против их установки, говорят, что пьяная молодежь спать мешает. Но это не повод лишать всех остальных благоустройства. Кому-то дорога под окнами не нравится, ее же не убирают. А если шумят, это уже дело милиции — следить, чтобы в ночное время не нарушали тишину. Зато сколько было плюсов: бабушки на лавочках и за местной детворой смотрели, и все про всех знали лучше нынешних консьержек.

Галина СЕРОВА, Газета "Вперед"