Из Стокгольма в Хельсинки, или Позвольте здесь приземлиться

01 февраля 2011 3199

За прошедшие полгода жизни я успела совершить две большие глупости: первая — забыть загранпаспорт и обнаружить это только в аэропорту и вторая — поехать на автобусе в тур "Хельсинки-Стокгольм" в новогодние каникулы. Эта непростительная оплошность обошлась нам в семичасовой простой на русско-финской границе.

Из Стокгольма в Хельсинки, или Позвольте здесь приземлиться

В очереди страждущих попасть за финский кордон наш автобус был лишь сороковым! Но, судя по растянувшемуся позади транспортному хвосту, нам еще повезло.

Русско-финская граница — место тоскливое, развлечений здесь никаких нет, разве что местное кафе, в котором хозяева ради хохмы или по другим неведомым нам причинам закрыли клозет. В итоге выпитые постояльцами чай, кофе и пиво, переработанные организмом, оказались слитыми в придорожные сугробы. Всю эту неприглядную картину смягчали лишь бойкие синицы, которые подлетали к людям и бесстрашно склевывали угощение прямо с руки.

Из Стокгольма в Хельсинки, или Позвольте здесь приземлитьсяДевять этажей удовольствия

Когда после многочасовых мытарств и многокилометровой трассы мы наконец подъехали к причалу в Хельсинки, то готовы были целовать трап парома "Изабелла", на котором предстояло отправиться в сказочный Стокгольм.

Если вы никогда не совершали подобный тур, замечу, что паром — отдельное приключение. Конечно, для рядовых шведов и финнов это обычное транспортное средство, где можно расслабиться и вволю хлебнуть водки — как говорится, совместить приятное с полезным. Русские же этот вид перемещения в пространстве именуют не иначе как морским круизом. Паромы из Финляндии в Швецию ничем не напоминают российские — с любовью воспетые Аллой Пугачевой утлые плотики через Волгу или Оку. Наша "Изабелла" была на три метра шире и на шесть выше небезызвестного "Титаника". Корабль имел девять палуб, вмещал порядка двух тысяч пассажиров и около двухсот автомобилей, среди которых были как легковушки, так и длинные "фуры".

Нас поразила небольшая, но компактная и довольно практичная каюта, которая вмещала четыре спальных места (два внизу и два наверху) и совместную душевую и туалет. На корабле есть множество баров и ресторанов, ночной клуб, бассейн, сауна, смотровые площадки и настоящий супермаркет duty free. Если вы хотите сэкономить, рекомендуем заранее оплатить шведский стол. Не знаю, как в обычные дни, но перед Рождеством "поляну" на пароме накрыли от души: холодные и горячие блюда, десерты, включая вино, пиво, безалкогольные напитки и двенадцать видов икры! Чем не праздник? А в завершение можно повеселиться на дискотеке. Впрочем, с танцами до упаду лучше повременить, оставив силы на путешествие по Стокгольму.

Под люстрами Стокгольма

Стокгольм встретил нас неласково: снежным бураном, пронизывающим холодным ветром, десятиградусным морозом и туго, как корсет красотки, затянутыми в лед каналами, так что не было ощущения, что страна находится на четырнадцати островах. Последнее обстоятельство не пугало, тем более что находиться нам здесь предстояло всего один день. Пришлось осматривать Стокгольм в бодром темпе. Поскольку мы прибыли в город рано утром, удалось прогуляться по улочкам, не забитым туристами, и слегка ощутить общую атмосферу города.

Все гиды начинают демонстрировать Стокгольм со смотровой площадки, которая находится возле знаменитой городской ратуши Стадхюсет, где происходят церемонии награждения Нобелевской премией. Панорама оттуда открывается действительно величественная.

Начать прогулку по Стокгольму стоит с парадного фасада Гамла Стан, старинного городского квартала. Расположен он на маленьком островке, на котором 750 лет назад и была построена шведская столица. Гамла Стан представляет собой сплетение мощеных улочек, лестниц и арок, красивых старинных зданий, возраст которых порой доходит до семисот лет. По дороге к центру мы оказались у скульптуры в виде маленького человечка, сидящего, поджав колени и обхватив их руками. Считается, если оставить рядом с ним монетку и загадать желание, оно обязательно сбудется.

Главная жемчужина старого города — королевский дворец, построенный в 1754 году на месте сгоревшей старой крепости XIII века. Это действующие апартаменты и официальная резиденция шведских монархов. Здесь же можно полюбоваться сменой королевского караула, проходящей ежедневно с военным оркестром, под бой барабанов.

Из Стокгольма в Хельсинки, или Позвольте здесь приземлитьсяВ квартале Гамла Стан вам обязательно покажут окошки домика Карлсона — персонажа знаменитой книги Астрид Линдгрен. Но к нему мы вернемся позже, а пока просто позволим себе прогуляться по улочкам этой ни с чем не сравнимой "северной Венеции".

Каждое Рождество погружает город в сказку: волшебно украшенные витрины, изящные фонари на подъездах и стенах домов и Вифлеемские звезды, растяжки поперек улиц в виде шикарных гостиных люстр, горящие в окнах свечи... Кстати, именно свечи, расположенные на подсвечнике горкой, характерная деталь интерьера шведских домов. Вы их встретите повсюду — в окнах офисных учреждений и жилых зданий, вокзалов и магазинов. В городских сумерках они создают в квартале чудесную, почти сказочную атмосферу. Картину дополняет ветер, заглядывающий сюда с залива и доносящий из кофеен и булочных ароматы кофе и свежего хлеба. Сразу хочется зайти в первое же попавшееся кафе и уютно посидеть за чайничком чая, что мы, собственно, и сделали.

На главной крыше Швеции

— Позвольте здесь приземлиться? — сказал человек с пропеллером.

— Что, простите? — недоуменно произнес Малыш.

— Что-что, посадку давай!

Эта цитата не Астрид Линдгрен, а нашего мультяшного Карлсона. В Швеции Карлсон считается отрицательным персонажем — обжорой, лентяем и неряхой. Даже в комнате у него ужасный беспорядок! Но нам он больше нравится как веселый затейник и шалун, мужчина в самом расцвете сил. Именно поэтому мы отправились к нему в гости, в музей Юнибакен, где обитают звездные персонажи Астрид Линдгрен — Пеппи Длинныйчулок, Эмиль из Леннеберги и, конечно, любимый нами Карлсон, который живет на крыше.

Этот музей — детище самой Астрид. Сюжеты из сказок "Мадикен", "Эмиль из Леннеберги", "Карлсон, который живет на крыше", "Крошка Нильс Карлсон", "Рони, дочь разбойника" и "Братья Львиное Сердце" сделаны по ее эскизам.

Сказочный музей и начинается по-сказочному — не с вешалки, а с площади Сказок. На нее вы попадаете после покупки входных билетов. А пока родители стоят в очереди на экскурсионный вагончик, дети могут зайти в домики к героям скандинавских сказок.

Следующий шаг — это обзорная экскурсия на сказочном поезде по всему музею. Садитесь в вагончик и наслаждайтесь зрелищами, а вам в это время расскажут необыкновенные истории. Язык, на котором идет рассказ, можно выбрать, русский тоже есть!

Особенно захватывает дух, когда вагончик взмывает над пропастью и останавливается на крыше дома, где живет Карлсон. После окончания путешествия вы попадаете на Виллу Вверхтормашками к Пеппи Длинныйчулок. Здесь можно посмотреть детское представление, одеться, как сама Пеппи, примерить "волосы" Пеппи, залезть на ее коня, скатиться с горки, идущей с верхнего этажа, поиграть или просто похозяйничать в доме. Здесь запретов нет никаких. Все можно трогать и везде можно бегать.

Музей затонувшего корабля

Кому не интересно погружаться в детство, советую отправиться в соседний исторический музей корабля "Васа", или, как его называют сами шведы, музей национального позора. Главный экспонат в нем — корабль "Васа". Это стокгольмский "Титаник", который потонул фактически сразу, как его спустили на воду. Флагманский корабль был сделан в конце 1627 года и назван "Васа" в честь династии Густава II Адольфа. Он сошел со стапелей в Нюбрувикене.

Из Стокгольма в Хельсинки, или Позвольте здесь приземлиться

Длина "Васы" составляла около 65 метров. Кормовые надстройки имели высоту около 20 метров, задняя палуба находилась над водой на высоте 10 метров. Король решил потрясти своих противников не только мощностью, но и роскошью корабля, поэтому над его отделкой трудились лучшие мастера европейских верфей и самые искусные резчики по дереву. На флагманский корабль, кроме балласта, были погружены 64 бронзовые пушки. По одной из версий, когда корабль отошел от причала, налетел неожиданный шквальный ветер, и судно накренилось так, что черпануло воды в открытые пушечные люки.

В течение нескольких лет после гибели "Васы" предпринимались неоднократные попытки ее подъема. Характерно, что основной причиной этих попыток была даже не ценность корабля как такового, а дорогие бронзовые пушки, затонувшие вместе с ним. Лишь в 1956 году водолазы подтвердили, что "Васа" цела. И было решено поднять на поверхность эту редчайшую реликвию прошлого. "Васа" с исключительной осторожностью с помощью понтонов была оторвана от дна, и ее подтащили ближе к берегу, на мелководье. В апреле 1961 года при большом стечении народа из воды показался корпус фрегата, пролежавшего на дне 333 года.

Теперь подивиться размерам и помпезному убранству громады королевского флота может любой желающий. Зрелище "Васы" настолько потрясает, что побывать в Стокгольме и не увидеть шедевр было бы действительно жаль.

К оленям в Скансен

Еще одна достопримечательность Стокгольма — парк Скансен. Это самый старый в мире музей под открытым небом и одновременно зоопарк, красиво расположенный на возвышенности королевского острова Юргорден с фантастическим видом на город.

Парк Скансен — идеальное место для посещения всей семьей. Здесь можно познакомиться с традиционными ремеслами и обычаями Швеции: 150 домов и поместий были перевезены сюда по частям из разных уголков страны. Можно бесконечно бродить по старинным кварталам с мастерскими (стеклодувными, гончарными, пекарнями, кузней), часами рассматривать сельские подворья с жилыми домиками, мельницами, церквами постройки ХVIII века. И не только познакомиться, но и приобрести что понравилось, попробовать выпечку, приготовленную в настоящей шведской печи. Детям особенно интересно будет посмотреть на животных, которые гармонично сосуществуют в этом живом парке. Лоси, медведи, коровы, овцы, волки, лисы, олени, а также росомахи, тюлени и масса птиц, сытые и довольные, находятся в ухоженных вольерах. Кстати, кормить животных строго запрещено. Но мы не удержались и под укоризненные взгляды законопослушной шведской семьи угостили шведскую козу российской сушкой.

В ритме Хельсинки

После блистательного имперского, пронзающего небо шпилями башен и сияющего рождественскими огнями Стокгольма, Хельсинки выглядят более спокойно и, можно даже сказать, провинциально. Да и ритм жизни финнов отличается упорядоченностью и размеренностью. По гладко вычищенным улицам неспешно движутся машины и трамваи, по тротуарам вальяжно прогуливаются пузатые финны и невзрачные белесые финки. Здесь зимой вы можете увидеть велосипеды, которые не просто уныло стоят на парковках, а на них действительно ездят, благо дороги позволяют. Мне сразу представилось, как бы наши жители на велосипедах штурмовали нерасчищенные тротуары, — экстравагантное зрелище.

Из Стокгольма в Хельсинки, или Позвольте здесь приземлитьсяНо стоит признать, что своим благополучием финны обязаны именно нам, русским, а точнее, русскому царю Александру I, который в 1812 году, когда Финляндия еще входила в состав российского государства, своим указом сделал Хельсинки столицей Великого Княжества Финляндского. Еще одного российского правителя финны чтят с благоговейным трепетом — Владимира Ленина — за то, что он в 1917 году официально от лица Советского правительства подтвердил независимость Финляндии.

Памятником финской преданности России стоит считать расположенный в центре Хельсинки лютеранский кафедральный собор, который был построен по проекту немецкого архитектора Людвига Энгеля. Первоначально собор был назван Николаевским — и в честь святого Николая, покровителя моряков, и как дань уважения императору Николаю I. Царь проявлял большой интерес к сооружению собора. По его требованию на крыше храма — по примеру Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге — были поставлены фигуры двенадцати апостолов. Он же приказал построить огромную гранитную лестницу, которая ведет от собора к Сенатской площади. Лютеранский кафедральный собор давно стал визитной карточкой Хельсинки.

Перед собором находится памятник Александру II — в 1863 году он ввел в обращение финскую марку, а финский язык сделал государственным наравне со шведским. Еще один памятник Александру II расположен напротив президентского дворца — внушительного здания, построенного в 1818 году в стиле классицизма по проекту архитектора Пера Гранштедта. В XIX веке дворец служил резиденцией великих князей Финляндских — русских императоров. С 1919 года здесь стали жить президенты независимой Финляндии. Сегодня эта президентская резиденция используется только для официальных мероприятий, встреч на высшем уровне и торжеств.

Ленин также удостоился памятника, и даже не одного, а в Хельсинки функционирует музей российского вождя пролетариата, который содержится за счет государства.

От дома Седерхольма к улице Софианкату

На углу Сенатской площади можно увидеть старейшее каменное здание — Дом Седерхольма. Он так назван по имени первого владельца — богатого шведского купца Йохана Седерхольма. Двухэтажный особняк, построенный в 1757 году, славился в свое время как самый великолепный частный дом в Хельсинки. Одно время особняк принадлежал русскому купцу Киселеву, который значительно его перестроил. Послужил дом и финским чиновникам — в 1949 году здание приобрел муниципалитет Хельсинки, и оно было перестроено под нужды городского суда. С 1995 года здесь располагается постоянная экспозиция, знакомящая посетителей с купеческим бытом XVIII века.

Через улицу от дома Седерхольма начинается отреставрированная к 450-летию Хельсинки улица Софианкату, которая представляет многолетнюю историю уличной застройки и освещения Хельсинки. На Софианкату последовательно показаны три основных этапа развития уличного освещения: темная и неприглядная улица 1800-х годов, газовые фонари второй половины XIX века и уже привычное электрическое освещение улицы 1930-х годов.

Помимо газовых и электрических фонарей, на Софианкату можно увидеть старинный почтовый ящик и телефонную будку 1930-х годов с работающим телефоном, а также водяную колонку и фонтанчик с питьевой водой.

Водопад музыки Яна Сибелиуса

Из Стокгольма в Хельсинки, или Позвольте здесь приземлиться

Каждый попавший в Хельсинки непременно должен посетить парк известного финского композитора, реформатора классических идей в музыке Яна Сибелиуса. Интересно это место одноименным памятником, который представляет собой абстрактную конструкцию из 580 бронзовых труб, внешне напоминающих фонтан. Это работа финского скульптора Эйла Хилтунена. По его замыслу, сооружение должно символизировать визуальный облик природы в музыке Сибелиуса. Проект Хилтунена вызвал жаркие споры между абстракционистами и сторонниками классической скульптуры, которых возмущало, что на памятнике великому композитору отсутствует его изображение. В качестве компромисса рядом с памятником был размещен скульптурный портрет Сибелиуса. Сейчас это место одно из самых посещаемых в Хельсинки.

Церковь по-фински

Наше путешествие завершилось посещением лютеранской церкви Темппелиаукио, расположенной в районе Тееле. Церковь была построена в 1969 году по проекту архитекторов Тимо и Туомо Суомалайненов. Этот уникальный храм финны попросту называют "церковью в скале", потому что он целиком вырублен в скальном массиве. Ничего подобного мы нигде больше не видели: потрясающий огромными размерами стеклянный купол навис над полом и опирается на скальные стены. Расстояние от пола до потолка не более 12 метров, однако благодаря тому что купол изнутри покрыт медными пластинами, уложенными по спирали, создается иллюзия высокого свода. При дневном освещении, проходящем через ячейки купола, внутри создается поистине величественное впечатление.

Из Стокгольма в Хельсинки, или Позвольте здесь приземлиться

Благодаря уникальному архитектурному решению церковь Темппелиаукио обладает великолепной акустикой. В помещении установлен орган на 43 трубы-регистра. Круглый год здесь устраивают концерты органной и скрипичной музыки.

Поздно вечером мы вернулись в Питер, который, как и Стокгольм, встретил нас автомобильными пробками и холодным ветром. Но это был пусть и не ласковый, но свой ветер. И свой город, который, напоминая об оставшихся трех днях каникул, по-рождественски празднично манил к себе магией уличных огней.

Оксана Перевозникова
Фото Татьяны ДУДОРОВОЙ