Сергей Илюшин: “За нами правила игры”

30 марта 2011 3050

Сергей Илюшин: “За нами правила игры”Сергей Илюшин, успешный предприниматель, один из соучредителей образовательного центра “Нива”, в октябре прошлого года был избран в районный Совет депутатов от партии “Единая Россия”. Сергей Александрович возглавил в райсовете депутатскую комиссию по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодежи и туризму. Можно ли применить в социальной сфере опыт, полученный в бизнесе? Каким должно стать районное образование? Вправе ли директора школ собирать деньги с родителей на ремонт школы? Эти вопросы мы задали депутату Сергею Илюшину.

— Сергей Александрович, ваш опыт работы в бизнесе помогает или мешает решению проблем в сфере муниципального образования?

— Думаю, что помогает. В бизнесе ведь нужна гибкость, стратегический расчет... Я долгое время работал секретарем комитета комсомола на ЗЭМЗе. По сути, занимался работой с молодежью, организацией досуга, психологической помощью. С 1991 года я в Образовательном центре “Нива” занимаюсь только образовательным бизнесом. Два года назад принял участие в работе предвыборного штаба В. Н. Короткова. Зная лично Владимира Николаевича многие годы, я уверен, что этот человек способен радикально изменить ситуацию в районе. Ведь те политические катаклизмы, которые будоражили Сергиево-Посадский район в течение нескольких лет, отбросили его развитие на многие годы. Невозможно созидать во время политического кризиса. Работа в предвыборном штабе будущего главы района помогла мне еще глубже понять проблемы, которые есть в районе. Поэтому, получив предложение от “Единой России” баллотироваться в районный Совет депутатов по партийным спискам, я понял, что могу быть полезен, и дал согласие на участие в выборах. Я не член партии “Единая Россия”, но ее политическая платформа мне во многом близка.

За годы работы в районе, встречаясь со многими руководителями города и района, предприятий, я накопил огромный опыт, которым готов поделиться. Безусловно, только одного моего желания делиться опытом и менять ситуацию к лучшему мало, я это понимаю. Но в октябре 2010 года был сформирован очень грамотный и работоспособный депутатский корпус. В Совет вошли люди, которым не безразлична ситуация в районе. Несмотря на разные политические взгляды, а, как вы знаете, в состав представительного органа вошли еще коммунисты и члены “Справедливой России”, цель у депутатов одна: сделать жизнь в районе достойной и комфортной. Кстати, это не высокопарные слова, а реальный настрой.

Конечно, условия для реализации этих желаний сейчас не самые благоприятные. Бюджет на 2011 год очень жесткий. Основные статьи расходов на главные районные полномочия — образование и здравоохранение — недостаточны. Заложенных средств в бюджете хватит только на заработную плату преподавателей и врачей. Насколько мне известно, глава района предпринимает массу усилий, чтобы в бюджет поступили дополнительные средства из областной казны.

— Вы возглавили одну из ключевых депутатских комиссий — по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодежи и туризму. Как оцениваете первые итоги работы комиссии? Насколько несовершенна сложившаяся в районе система образования, школьного и дошкольного? Каковы его основные проблемы?

— Я не считаю для себя возможным делать выводы по качеству образования, навешивать ярлыки. В конце концов, оценивать качество образования не входит в компетенцию депутатов. Для этого есть методисты, отраслевые министерства — областное и федеральное. Хотя, как показывает опыт и общение с педагогами, учащимися школ и их родителями, уровень подготовки в районных образовательных учреждениях достаточно высокий. Объективными данными также служат количество медалистов и успешно сдавших ЕГЭ, участников и победителей предметных олимпиад. Я думаю, потенциал у муниципальной системы образования достаточно хороший. Пока не ясно, к чему приведут реформа образования, новые образовательные стандарты. Особую тревогу вызывает планируемая организация процесса обучения в старшей школе. Не совсем понятно, каким образом будет формироваться обязательный набор предметов для старшеклассников. Почему обязательными предметами станут только физкультура, ОБЖ и Россия в современном мире. А как же русский язык, литература? Или нашим будущим поколениям необязательно знать государственный язык и ориентироваться в культурных традициях России?

По результатам одного из заседаний депутатской комиссии по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодежи и туризму, куда кроме меня входят депутаты С. Е. Боков, О. Л. Краснов, В. А. Погодин, Н. Н. Лощинина и С. Б. Силакова, министру образования и науки Андрею Фурсенко были направлены наши замечания по новым образовательным стандартам. Никто не спорит, что система образования нуждается в реформе, но спешить не стоит.

Что касается дошкольного образования, то здесь, на мой взгляд, все обстоит очень неплохо. Я в силу своих личных интересов посещал детские сады за границей — в Европе и США. Так вот, официально заявляю: у нас дошкольное образование лучше. Российские детские сады имеют отдельные спальни и игровые комнаты, высококвалифицированных специалистов, в конце концов, кухню и профессиональных поваров и медработников, которые следят за сбалансированным рационом питания. За рубежом вместо кашек и супов — фаст фуд, а вместо кроваток — маты, на которых дети спят не переодеваясь.

Есть в системе дошкольного образования большая проблема — это ничтожно маленькая заработная плата обслуживающего персонала — 5-6 тысяч рублей. Неделю назад заместитель главы районной администрации Валентина Устименко проводила совещание по вопросу сохранения надбавок и стимулирующих выплат педагогам детских садов. Депутатами был поставлен вопрос перед администрацией о поиске дополнительных средств.

— Сергей Александрович, вы постоянно акцентируете внимание, что средств не хватает, бюджет жесткий. А как же с ремонтом школ и детских садов?

— Это огромная проблема. Но средства надо искать в бюджете, а не в карманах родителей. Муниципальное имущество надо содержать за счет казны. Сергиево-Посадская городская прокуратура недавно провела проверку соблюдения прав учащихся на общедоступность и бесплатность дошкольного и основного общего образования в районе. В ходе проверки в Хотьковской школе № 5 установлено, что решением совета школы для обновления и пополнения библиотечного фонда каждому родителю вменялось в обязанность приобретение учебников на сумму 350 рублей. В школе № 19 в Сергиевом Посаде проверяющие с интересом прочли “Положение о добровольных взносах родителей”, согласно которому размеры добровольных взносов родителей определяются ежегодно с учетом пожеланий и предложений родительского комитета, представителей администрации школы или педагогического совета, а также с учетом сметы образовательного учреждения. Кроме того, один из пунктов положения устанавливал, что размеры ежегодных добровольных взносов родителей утверждаются на Совете школы. Таким образом, понятию “добровольные взносы” был дан обязательный характер. Прокуратура вынесла соответствующие постановления. В 19-й школе “Положение о добровольных взносах родителей” было отменено.

Но одними репрессивными мерами дело не решишь. Я считаю, что в нынешних жестких финансовых условиях надо дать возможность школам зарабатывать. Пусть это будет под контролем соответствующего органа, пусть и тратить средства можно будет только с разрешения, скажем Управления образования и под их надзором, но это необходимо. При этом важно понимать, что школа не может зарабатывать легкие деньги, например, сдачей помещений в аренду. Надо разрешить получать доходы только от своей основной деятельности — оказания образовательных услуг, но только дополнительных. Учит ребенок английский — ему предлагают учить еще и немецкий, но за умеренную плату. Тогда это будет правильно. Школы должны научиться жить в режиме автономной организации, тем более что по закону перевод образовательных учреждений в АНУ — это только вопрос времени.

— Это ведь не означает, что автономные некоммерческие учреждения не будут финансироваться из бюджета?

— Нет, конечно. Они будут получать субсидии по муниципальному заданию, которое, кстати, только предстоит разработать. Да и нельзя просто продекларировать, что с завтрашнего дня школы становятся автономными, — не получится. Я 20 лет работаю в “Ниве”, занимаюсь хозрасчетной деятельностью, и все 20 лет учусь. Не так все просто. Директорам муниципальных учреждений образования будет нелегко перестроиться. Хотя шаги к этому уже делаются: каждый четверг районное Управление образования проводит курсы для директоров школ. На мой взгляд, легче в АНУ могут перейти учреждения дополнительного образования, у которых много платных услуг. А на деньги муниципалитета, то есть по муниципальному заданию, они смогут работать с трудными подростками, детьми-инвалидами.

— В Богородском с трудными подростками работал клуб “Прометей”, а теперь его закрывают... Вы что-то знаете об этом?

— Я интересовался этой проблемой. Встречался с председателем Совета депутатов Богородского поселения Виктором Никитиным, поскольку подростковый клуб “Прометей” находится в муниципальной собственности поселения. Насколько мне известно, “Прометей” не закрывают, его объединяют с клубом “Звездный”, сокращая лишь управленческий аппарат. Это право поселения. Они пошли по пути оптимизации расходов в условиях сокращения бюджета поселения из-за уменьшения арендных ставок за землю.

Богородское много лет жило с профицитным бюджетом. Теперь его доходы сократятся на 90 миллионов рублей. Понимаете, можно шиковать и не считать деньги, когда их много. На “Прометей” ежегодно выделялось 15 миллионов, а по данным анкетирования школьников, проживающих в поселке, получается, что посещаемость в отчетах руководства клуба была завышена в разы. Хотя я все же считаю, что клубу надо было дать время и предложить зарабатывать самостоятельно.

Депутаты районного Совета стараются совместно работать с депутатами поселений в решении вопросов, ведь жители у нас одни. Но не всегда сотрудничество удается, особенно с горсоветом Сергиева Посада.

— Конфликтных ситуаций в образовании достаточно. Вспомним хотя бы угрозу закрытия начальной школы № 30, угрозу перевода школы в Скоропусковском из 10-летки в 8-летку, прошлогодний конфликт между педагогами и новым директором в школе № 22...

— Могу отметить, что администрация района и глава лично всегда входят в положение родителей. Так произошло в школе в Скоропусковском и в школе № 30 Сергиева Посада. Мне импонирует позиция Владимира Николаевича Короткова несмотря ни на что сохранить малокомплектные школы. Это трудно, но пока удается.

Кстати, в школе № 30 ситуация такая же, как и в “Прометее”. По нашему обращению была создана комиссия под председательством заместителя главы администрации района В. Т. Устименко, в состав комиссии вошли также и члены родительского комитета школы № 30. Сегодня не существует плана закрыть школу, а есть желание оптимизировать расходы, формально присоединив начальную школу № 30 к средней школе № 6. О переводе учеников из одного здания в другое речи пока не идет: 6-й школе требуется большой ремонт, на который пока нет денег. В освободившемся здании после ремонта предполагается открыть детский сад.

Конфликт в школе № 22 был исчерпан, кстати, после вмешательства депутатов. Ведь там сложилась прозаичная ситуация: пришел новый руководитель, который никогда раньше не работал директором школы, со своими правилами и представлениями о работе директора. Трудовой коллектив, а педагогический особенно, это живой организм, и с ним надо очень бережно обращаться, так как любое резкое движение очень часто воспринимается негативно. Руководитель должен быть дипломатичнее и гибче. Да и Управлению образования надо было уделять этой школе больше внимания. Зато после данного конфликта в Управлении образования заработала школа молодого директора. Теперь молодым руководителям помогают. А вообще я полагаю, что депутаты не должны решать локальные конфликты, они должны сделать такую нормативно-правовую базу и сформировать такую схему работы, при которой никакие конфликты просто не возникали бы. Мы должны разработать правила игры.

Полина СТРОГАНОВА

Газета "Вперед"

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Родился в 1958 году в Краснозаводске.

Окончил Московский станкоинструментальный институт по специальности “инженер-механик”.

С 1980 по 1991 гг. работал на Загорском электромеханическом заводе, прошел трудовой путь от инженера-технолога до заместителя начальника отдела.

С сентября 1991 года — директор образовательного центра “Нива”.

Награжден медалью Сергиево-Посадского района “За отличие”, а также почетными грамотами и знаком ЦК ВЛКСМ “За активную работу”.

Закрепленная территория: избирательный округ №5 (юго-восточная часть Сергиева Посада, включая Сергиев Посад-6, поселок Лакокрасочного завода, Московское шоссе, Афанасовский и Скобяной поселки, микрорайон Звездочка).

Приемные дни: каждый вторник с 9 до 12 часов в помещении ОАО “Электросеть” (Московское ш., 40), запись по тел. 540-21-37.