Олимпиада без фанфар

18 марта 2012 3971

На таких олимпиадах не гремят фанфары, не выступают с проникновенными речами политики, не кипят страсти на трибунах. Но они наверняка не менее важны, чем придумка Пьера де Кубертена.

В течение полутора десятка лет на базе Сергиево-Посадского физико-математического лицея (ФМЛ) проводится олимпиада МФТИ. Олимпиада считается квалификационной, поэтому победа в ней при поступлении в физтех и в другие вузы такого же уровня приравнивается к 100 баллам на ЕГЭ по соответствующему предмету. Этих предметов два — физика и математика. В субботу, 10 марта, когда страна догуливала третий выходной после женского праздника, школьники решали задачи по математике, а в воскресенье — по физике.

Олимпиада без фанфар

Под сенью солидного бренда

В ФМЛ в олимпиаде МФТИ приняли участие около 40 человек. Здесь вместе с посадскими школьниками над задачами трудились учащиеся из Москвы, Ярославля, Переславля, Владимирской области. Ребятам ближе и удобнее добираться до посада, чем до Долгопрудного через километры столичных пробок. В эти же два дня своими знаниями и навыками школьники мерялись во многих других городах России. В итоге олимпиада МФТИ охватила около 40 регионов. Именно такая обширная география наряду с солидным брендом "Физтех" позволяет олимпиаде иметь статус квалификационной.

Кто составляет олимпиадные задачи по физике? С ЕГЭ все намного проще. Согласитесь, типовых задач, отличающихся лишь названиями объектов и числами, придумать в огромном количестве сможет даже средних способностей старшеклассник. С олимпиадной задачей дело намного сложнее: ее сюжет обязан провоцировать творческую мысль, а решение должно быть неочевидным.

"У нас есть предметно-методическая комиссия по физике, которая разрабатывает варианты для олимпиад, — объясняет доцент кафедры общей физики МФТИ Валерий Слободянин. — Половина комиссии — это члены жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады по физике. У этих людей огромный опыт". Сам Валерий Павлович — председатель жюри Всероссийских олимпиад школьников по физике. В Сергиев Посад он приехал не только для проведение олимпиады, но и как куратор физматлицея от МФТИ. Ведь ФМЛ является базовым средним учебным заведением этого вуза в Подмосковье.

Не отпугнуть амбициозных

Олимпиадный вариант охватывает все основные разделы школьного курса физики — механику, термодинамику, электричество и геометрическую оптику. В последние годы организаторы олимпиад стали меньше гоняться за вычурными заданиями. "Были годы, когда мы составляли задачи, которые могли конкурировать со всероссийскими олимпиадами, — замечает Валерий Слободянин, — но поскольку сейчас в большинстве школ нагрузка по физике уменьшилась, то мы стараемся подходить к уровню сложности заданий взвешенно. Не хотим отпугивать ребят от олимпиадного движения".

Как же школьники справляются с предлагаемыми заданиями? Устроители всероссийских олимпиад шутят: каким бы сложным ни был вариант, всегда найдется хотя бы один участник, который решит все пять заданий; с другой стороны, каким бы простым ни был вариант, обязательно найдется по крайней мере один школьник, который не справится ни с одним заданием. В среднем по всей стране в олимпиаде МФТИ принимают участие 10 тысяч человек. Из них около 50 решают правильно все пять задач. Это всего-навсего 0,5%! Вот он, золотой фонд науки.

А по России в среднем — ниже среднего

Увы, в среднем уровень математической и естественно-научной культуры российских подростков год от года падает. Об этом говорят результаты исследования PISA (Programme for International Student Assessment — Международная программа оценки знаний учащихся). В рамках этого исследования каждые три года 15-летние подростки в 60 странах мира выполняют одни и те же задания на проверку грамотности чтения, математической и естественно-научной грамотности. Если по математике в 2003 году Россия занимала 30-е место, то 2006-м — 34-е, а в 2009-м — 38-е место. По естественным наукам наши школьники скатывались последовательно с 25, на 35 и, наконец, на 39-е место. Тенденция, однако.

В олимпиадной среде эта тенденция пока явно не проявляется. "Неделю назад я вернулся с международной олимпиады школьников, которая проводилась в Румынии, — рассказывает Валерий Слободянин. — Там была предложена одна задача на общую теорию относительности. Из всех участников ее решил только один мальчик. Он из России — тамбовец Никита Сапенко". Бывает, что школьник предлагает более изящное и короткое решение, чем авторское. Тогда члены комиссии шутят: автор задачи не набирает полный олимпиадный балл.

Формулировка-то простая…

И напоследок одна задача одной из МФТИшных олимпиад. Ее формулировка будет понятна даже человеку, весьма далекому от физики. А вот решение…

Итак, задача. Оцените, с какой скоростью должен богатырь подбросить вертикально вверх булаву, чтобы она упала на Землю ровно через сутки. Сопротивлением воздуха пренебречь.

Пока вы вспоминаете школьный курс физики и думаете, как его применить к нашему богатырю, "Ярмарка" будет болеть за юных физиков и математиков из Посада и ждать итогов олимпиады. 

 

Сергей Шиляев,
газета "Ярмарка. Сергиев Посад"