В Подмосковье

Делитесь властью и доходами

Апрель  6, 2012 2421

На прошлой неделе делегация из Сергиево-Посадского района в составе председателей Советов депутатов поселений приняла участие в организованном Мособлдумой семинаре, посвященном теме перераспределения полномочий между разными уровнями власти.

Делитесь властью и доходами

Вопрос этот больной и давно назревший. Местное самоуправление, родившееся в 2006 году, которое, как предполагалось, должно было приблизить власть к населению, на деле оказалось зачастую в роли просящего у вышестоящего начальства. Поскольку большая часть налогов и полномочий по распоряжению своими ресурсами остались в руках регионов (в нашем случае область) и федеральной власти. В этих условиях большинство муниципальных образований, особенно на уровне поселений, не в состоянии самостоятельно решать свои насущные проблемы и тем более думать о развитии.

Похоже, что это поняли и "наверху" и решили недостаточно эффективную властную вертикаль сделать чуть "горизонтальнее". В одной из своих предвыборных статей тогда еще кандидат в президенты Владимир Путин заявил, что "муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными. Иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем. Надо преодолеть зависимость от "подачек сверху", которые подавляют самостоятельность и ответственность, порождают иждивенчество. А по сути — лишают смысла само существование муниципального уровня власти".

Откликаясь на веление времени, Московская областная Дума и организовала семинар-совещание о перераспределении полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти и местным самоуправлением. От нашего района своими соображениями поделился председатель райсовета Константин Негурица.

Он предложил передать — полностью или частично — на уровень муниципального района и поселений такие, например, полномочия, ныне находящиеся в областном ведении.

Планирование использования и перевод земель сельхозназначения — пока это происходит с уровня области, трудно ожидать разумного отношения к главному ресурсу района, который оказывается в затруднении, когда надо резервировать землю под серьезные инвестиционные проекты и инфраструктуру, в то время как дачные поселки растут как грибы.

Поддержка народных художественных промыслов — не район ли в первую очередь в этом заинтересован, чтобы сохранять свою культурную привлекательность?

Создание административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности — важный инструмент в руках местной власти, которая заинтересована в наведении порядка, скажем, в деле благоустройства. Она могла бы не только составлять протоколы, но и добиваться реального наказания, в том числе через суд.

То же касается функции жилищного надзора. Ныне он областной, находится в Химках. А будь жилищный надзор в ведении района? Наверное, можно было не ограничиваться увещеваниями в адрес управляющих компаний.

А есть еще экологический надзор, ветеринарный надзор, охрана труда, трудовые споры, занятость населения… Совершенно житейские и повседневные вопросы, которые сподручнее решать на местах, а не из столицы. Или, к примеру, заготовка гражданами древесины для собственных нужд — не потому ли наши леса захламлены, что местная власть не может разрешить санитарные рубки?

Если эти разумные доводы будут услышаны, важно добиться и соответствующего финансового подкрепления. Константин Негурица, в частности, предложил закрепить за муниципалитетами некоторые виды доходных источников, которые бы стимулировали к развитию муниципальные образования. Например, налог на доходы физических лиц уплачивается по месту работы; следовательно, множество работающих в Москве наших жителей содержат столицу, а пользуются "социалкой" в районе. Не стоит ли поэтому взимать НДФЛ по месту жительства работника? Или налог на имущество организаций — он уходит в областной бюджет, а мог бы стимулировать инвестиционную активность здесь, у нас. То же с налогом на прибыль. Налог на малый и средний бизнес можно рассматривать как потенциальный резерв и, опять же, как стимул к развитию предпринимательства для района и поселений.

Самостоятельное выживание муниципальных образований невозможно без оптимизации территориального деления. В свое время территории городских и сельских поселений нарезались без серьезного учета их бюджетных возможностей и перспективы развития. Время показало, что далеко не все из них в своих нынешних границах способны к бездотационному существованию и полноценному выполнению своих полномочий. Хотя, разумеется, речь не идет о том, чтобы 12 поселений вновь влились в муниципальный район. А вот укрупнение сильного поселения за счет присоединения более слабого, но имеющего свои ресурсы, — почему бы и нет?

Остается надеяться, что проявленный областными законодателями интерес к будущему муниципальных образований не станет лишь данью политической моде, а будет иметь позитивные последствия для жителей Подмосковья.

 

Юрий Дмитриев, газета "Ярмарка. Сергиев Посад"



Нравится: 248 / Не нравится: 0