ЖКХ ТОЛКАЮТ В РЫНОК

04 апреля 2007 2601

ЖКХ ТОЛКАЮТ В РЫНОК В Сергиево-Посадском районе продолжается процедура акционирования муниципальных предприятий, отвечающих за предоставление населению коммунальных услуг. На прошлой неделе депутаты районного Совета определили, кто именно из народных избранников после завершения этапа акционирования войдет в состав советов директоров ОАО “Теплогарант” и ОАО “Сергиево-Посадская электросеть”. Это значит, что процесс реформирования этих двух коммунальных предприятий близится к концу и в скором времени их нынешний собственник — муниципалитет — приступит к эмиссии акций.

Единственным акционером вновь созданных открытых акционерных обществ останется муниципальное образование, то есть Сергиево-Посадский район. К каким последствиям приведет смена статуса и не окажется ли реформа очередной “сменой вывески”, попытался разобраться корреспондент “Вперед”.

Акционирование ЖКХ — одна из ступеней коммунальной реформы, запланированной и одобренной, что называется, “на самом верху”. Сергиево-Посадский район в целом и Московская область в этом процессе далеко не пионеры — процесс акционирования коммунального хозяйства давным-давно идет по всей стране. И подавляющее большинство губернаторов однозначно высказываются “за” преобразование МУПов в ОАО.

Несмотря на то, что акционирование по своей сути есть не что иное, как приватизация, употребления этого термина власти во всей России стараются избегать. Возможно, потому, что у жителей страны до сих пор на слуху жестокая, а порой и откровенно грабительская “ваучеризация” начала девяностых, приведшая к тому, что некогда государственные заводы и фабрики органично оказались в руках ограниченной группы людей. Отметим, что те немногие губернаторы, которые высказываются против акционирования ЖКХ, как раз и проводят параллели с сомнительным распределением бывшей госсобственности по частным структурам образца начала девяностых.

Но между нынешним акционированием коммунальных предприятий и тогдашней приватизацией есть очень большая разница. Главное отличие заключается в том, что акционировавшиеся службы собственника не меняют. Вспомнив Конституцию, где прямо сказано, что высшим носителем власти в Российской Федерации является ее народ, а органам власти полномочия просто делегируются для эффективного управления, можно, не опасаясь обвинений в излишней патетике, резюмировать: как и прежде, бывшие МУПы останутся народной собственностью.

Для чего тогда нужно акционирование? Дело в том, что современные рыночные условия диктуют в любом секторе экономики свои правила игры. Прежние формы работы, когда администрация района могла директивно влиять на назначенного ей же директора муниципального коммунального предприятия, уже неактуальны. Для того чтобы эффективно работать и развиваться, предприятие должно иметь некую экономическую свободу, а не зависеть от муниципалитета напрямую. На практике это достигается преобразованием бывших МУПов в открытые акционерные общества, руководство которых имеет больше рычагов управления, нежели администрация муниципального предприятия. Собственник, то есть Сергиево-Посадский муниципальный район в нашем случае, воздействует на ОАО не напрямую, а опосредованно — как акционер и (или) арендодатель имущества. Это позволяет исключить неприятные сюрпризы вроде резкого взлета цен на коммунальные услуги и в то же время дает коммунальщикам возможность работать более эффективно.

Конечно же, у предприятий ЖКХ есть своя специфика работы и свои тонкости, присущие только этой сфере рынка. К примеру, далеко не все котельные района имеют одинаковый коэффициент полезного действия, да и работают они на разных видах топлива, сильно отличающихся друг от друга по цене. В результате стоимость единицы энергии, выработанной газовой котельной в Сергиевом Посаде, не идет ни в какое сравнение со стоимостью той же энергии, “произведенной” на мазуте в одном из сельских поселений. Этот пример дает очень яркое представление о том, что может ожидать коммунальную систему района в случае децентрализации всей схемы и передачи отдельных объектов ЖКХ напрямую муниципальным образованиям, на балансе которых они находятся. Если котельные отойдут непосредственно поселениям, то те будут сами устанавливать тарифы исходя из экономической целесообразности, и тогда жители многих населенных пунктов, где установлено устаревшее оборудование, окажутся попросту не в состоянии оплачивать услуги таких котельных. Тогда как “счастливчики”, пользующиеся услугами современной котельной, смене тарифов окажутся не подвержены. Справедливо ли такое разделение, особенно если вспомнить, что коммунальное хозяйство района поселения выстраивали все вместе, когда были еще единой “семьей”? Думается, вряд ли.

Акционирование предприятий ЖКХ позволит избежать подобных “перекосов”. К примеру, та же Электросеть, находясь, что называется, в одних руках, будет поставлять электроэнергию по одной цене всем жителям района. И ситуации, когда население, к примеру, Березняков, окажется вынуждено платить за киловатт-час больше, чем жители Сергиева Посада, потому что в Березняках сильнее изношены трансформаторы, станет в принципе невозможной.

Остается главный вопрос: не перейдут ли “под шумок” коммунальные мощности в частные руки? Нет. Координировать работу обновленных Электросети и Теплогаранта будут представители администрации района и совета депутатов, делегированные в советы директоров будущих ОАО. Райсовет таких “спецпредставителей” уже назначил. В совет директоров Электросети войдут Илья Барбакадзе и Анатолий Беляков, Теплогаранта — Иосиф Деяк и Игорь Большаков. В ревизионные комиссии акционерных обществ райсовет делегировал Василия Самарина и Валентину Терехину соответственно.

Арсений МИРОНОВ
Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА
 
Газета "Вперед"