ГОРОД И ГОДЫ

11 апреля 2007 3353

ГОРОД И ГОДЫРовно 225 лет и 10 дней назад императрица Екатерина Великая подписала указ, согласно которому Троицкие селения становились Сергиевским посадом. И хотя посад - это еще не полноценный город, окончательный и бесповоротный шаг в этом направлении был сделан.

Для наших предков это стало очень важной страницей истории: новый статус открывал и новые возможности, местные жители получили право записываться в купеческое и мещанское сословие и, следовательно, возможность широкой торговли и развития.

Через полтораста лет к Посаду провели железную дорогу, что еще более укрепило наш город, который к тому времени значительно превзошел своего "начальника", древний Дмитров - к его уезду он был в свое время приписан. А в 1921 году Сергиев стал, наконец, центром собственного уезда.

"Вперед" открывает цикл публикаций, посвященных юбилею города с разными именами: Сергиевского Посада - Сергиева - Загорска - Сергиева Посада. Мы расскажем о его улицах и площадях, о его людях и важных событиях, о интересных фактах и многом другом, чем богата история места, где нам с вами выпала честь родиться и жить.

Итак, первая статья этого цикла, написанная известным краеведом Александром ЛУНЕВСКИМ.

Если взять и проследить метрические записи XX века любой из коренных посадских семей, перед нами предстает интересная картина: самые старшие родились в Сергиевском Посаде, следующее поколение - в Сергиеве. Потом следуют уроженцы Загорска. А те, кто совсем недавно получили паспорта, - родом из Сергиева Посада. А, между тем, они жили и живут все это время в одном доме, в одной семье и в одном городе...

Город - семья

Если у нас спросит назойливый репортер, любим ли мы Посад, это вызовет раздражение. Совсем как у ребенка, которого тети-дяди выспрашивают: а кого ты больше любишь, маму или папу? Мама и папа - особая статья! Как и дедушка с бабушкой. Которые, конечно, жили всегда. И, конечно, город тоже был всегда. Город и Лавра. Как Москва и Московский Кремль.

Ученые люди, правда, все знали, но им некогда было говорить с нами. И только в апреле 1969 года на страницах газеты "Вперед" замечательный человек Павел Павлович Заботкин растолковал нам: родился Сергиевский посад (в его пору - Загорск) в 1782 году!

Помните, старшие всегда говорят: подрастешь, мы тебе больше расскажем! Так и подкрался 1982 год. Год 200-летнего юбилея, широко отмечавшегося тогда в городе, имевшем и советский герб, и почетных граждан, а самое главное - много интересных, талантливых людей, которым было что сказать. Исторические очерки Владимира Ткаченко, маленькие краеведческие шедевры хранителей живой истории Владимира Жданова и Николая Бакеева, неожиданные яркие материалы Александра Грекова о художественной жизни города в 1920-е годы. А какой фурор произвел выход в свет книги Виктора Балдина "Загорск. История города и его планировки", которую автор посвятил 200-летнему юбилею. Рассказывают, что эту книжку наши земляки считали самым дорогим и престижным подарком!

Тогда же, скромно, но с достоинством прозвучало и имя Павла Флоренского (юбилей города совпал с его 100-летием). На выставке, посвященной нашим художникам первой четверти XX века, мы видели его книги, имя Павла Александровича зазвучало на посвященных ему юбилейных чтениях в Абрамцеве. К нам возвращалась наша история. И уже никакие морозы вперемежку с оттепелями, не могли ее у нас отнять!

В этом году 225-летию Сергиева Посада предшествовали торжества, посвященные 125-летию рождения Павла Флоренского, прошедшие на редкостно высоком, интеллигентном в лучшем смысле этого слова уровне. Хотелось бы, чтоб и юбилей города перенял эту эстафету!

И зачем нам ратуша?

Я часто ловлю себя на мысли, а как бы мои друзья-журналисты могли написать о событиях 225-летней давности, каждый по своей теме и своим языком? Ведь многие проблемы, несмотря на такой временной интервал, очень похожи. Конечно, тогда радетели традиций возмущались: "Что это такое - ратуша?! Вы мне по-русски говорите! Вот у городского головы брат в Дерпте торгует, там - ратуша!" Но, тем не менее, уж если - Посад, то без нее, родимой, не обойтись.

Откроем книгу с экзотическим названием "Новый и полный всеобщий Стряпчий, или Судебный обрядник" вышедшую в 1811 году: "Ратуша находится только при посаде. В ней заседают выбранные городским обществом". Что такое Посад, "Стряпчий", несмотря на свою образцовость, не сообщает. В отличие от нашего современника, историка Константина Филимонова, который в своей книге "Сергиев Посад. Страницы истории" сообщает нам: "Посад - не город, а поселение с отдельными правами города. В иерархии российских городов посады, их было всего 18, занимали последнее место после городов столичных, губернских, уездных и безуездных".

Только по Городовому положению 1870 года посадские органы управления были приведены в соответствие с "полноценными" городами, и ратушу заменила управа.

А тогда, 225 лет назад, 22 марта 1782 года по старому стилю (2 апреля - по новому) указ Екатерины II объявлял Троицкие селения "Сергиевским посадом" и позволял жителям записаться в купечество и мещанство.

Судебно-административный орган - ратуша с двумя бургомистрами и четырьмя ратманами (советниками) - избирался на трехлетний срок.

Открылась ратуша 25 октября (5 ноября) 1782 года. Располагалась она в деревянном доме недалеко от северного фасада Вознесенской церкви (примерно там, где сейчас образовательный центр "Нива"). Кто из нас может сейчас подумать, что в этой части города находилась главная площадь Посада - Вознесенская, городской административный центр? А между тем, она под именем Спортивной (в честь первого в СССР марафонского забега, прошедшего у нас 10 сентября 1922 года) "дожила" до 1937 года.

Работала ратуша ежедневно с 8 утра до 2 часов пополудни. На Рождество "депутаты" отдыхали неделю, на Пасху - две. Для соблюдения законности сначала имелся портрет государыни и книга "Учреждения для управления губерний" - и только. Но уже через год создалась библиотека, 31 книга различных законов, а также календари и газеты. Первоначально некоторые заседания посвящались "чтению законов", т. е. юридическому ликбезу.

Хождение во власть Егора Ерофеева

Первым главой администрации Посада стал Егор Павлович Ерофеев. Историк Наталья Четырина, автор интереснейшего исследования "Сергиев Посад в конце XIX века", обратила внимание, что в журнале заседаний ратуши за 1782-85 годы он везде величается Егором Павловым, и лишь по мере "становления правового сознания" превращается в Егора Павлова сына Ерофеева (не-дворяне отчеств не имели. - Ред.)

Попасть на должность городского головы было непросто. И для избирателей и для кандидатов существовали строгие этические и другие ограничения: "Поверенные из действительных дом и торг и ремесло или дом и промысел имеют и не банкротных в штрафах и подозрениях и явных пороках небылых, по доброй совести и не зазорного поведения, не моложе однако и 30 или 25 лет" (орфография подлинника).

Егор Ерофеев дважды был главой города - в 1782-85-м и в 1795-97 гг. Кончилась карьера первого законно избранного печально. В 1797 году он был отстранен от занимаемой должности за то, что избил палкой солдата и сотских (выборных от населения), следивших за порядком в городе.

"Именной падеж"

При своем рождении Посад был приписан к Богородскому уезду (Богородск - это Ногинск). Потом, в 1797 году - к Дмитровскому. Но очень быстро обогнал свою "уездную столицу", превратившись к концу XIX века в процветающий город, способный дать сто очков вперед иному губернскому.

Но с "волей" не везло. В 1880 году наши думские направили предложение московскому генерал-губернатору выделить "Сергиевский уезд" или же сделать Сергиевский посад безуездным городом с подчинением Москве. Не прошло. Вторая попытка произошла в 1890 году. Она заключалась в создании дополнительного, 14-го уезда Московской губернии за счет Дмитровского и Богородского. И опять - неудача. В промежуток между инициативами, в 1883 году, город обрел свой герб.

Отдельный Сергиевский уезд был создан только в декабре 1921 года - уже большевиками. Сбылась вековая мечта!

Что в имени тебе моем?

К 1890 году относятся первые попытки переименовать город. Сначала предложили назвать Радонежьем в память родины Преподобного Сергия. Но Министерство внутренних дел отказало.

После Октябрьской революции 1917 года голоса о необходимости нового имени зазвучали уже с атеистической мотивировкой. 15 февраля 1919 года на общем собрании городского совета приняли решение "поручить Исполкому технически обработать название города в память, связанную с жизнью Льва Толстого". А пока вопрос "технически обрабатывается", 19 октября 1919 года Сергиевский посад стал просто Сергиевым.

С новой силой политико-топонимические страсти возобновились в 1928-29 годах. Директор историко-художественного музея тов. Злинченко предложил имя "Ольминск" (в честь большевика Ольминского, важной фигуры Комакадемии, в то время "хозяйки" городской типографии). Прозвучало и экстравагантное "Первограмотный" - считалось, что наш город первым в Подмосковье ликвидировал неграмотность среди граждан до 50 лет.

В конце концов 9 мая 1929 года поступило предложение - назвать город в честь "революционера Загорского", в образе которого странно соединились известный в городе лидер либерального студенческого Сергиевского землячества Николай Загорский и секретарь Московского комитета РКПБ Владимир Загорский (Лубоцкий). Власти остановились на личности последнего и предложение приняли. Сначала на местном уровне, 17 июня 1929 года, а потом на столичном (6 марта 1930 года).

В 1989-91 гг. в городе (да и в стране) развернулась борьба вокруг дилемм "Загорск - Сергиев Посад", впитавшая в себя всю остроту и драматичность "последней русской революции". 23 сентября 1991 года Указом Президиума Верховного совета РСФСР Загорск стал Сергиевым Посадом.

В те дни на страницах газеты "Вперед" прозвучали мудрые и добрые слова: "Не бойтесь сердце растревожить", которые я хотел бы напомнить в юбилейные дни. Бьются в делах и заботах, радостях и горестях наши сердца - живет город. Наш город.

Газета "Вперед"