РАЗМЕНЯВ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕСЯТОК

23 апреля 2007 3594

РАЗМЕНЯВ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕСЯТОК На днях российская автомобильная промышленность отметила своеобразный юбилей - тридцатилетие со дня выпуска первого автомобиля “Нива”. Праздника не получилось: на сегодняшний день этот бренд России, по факту, уже не принадлежит. Три десятилетия назад конструкторы АвтоВАЗа сумели совершить научно-техническую революцию и запустить производство машины, равной которой по тем временам не было во всем мире. Старт внедорожника был более чем успешным, а вот столь же успешного развития, увы, не получилось.

Как рассказали “Вперед” в сергиевопосадском отделе ГИБДД, сейчас на территории района зарегистрированы 2291 автомобиль марки “Нива”. Из них 328 — это “Chevrolet Niva”, продукт совместной деятельности АвтоВАЗа и концерна “General Motors”. Много это или мало для территории с населением в 230 тысяч человек? Наверное, прилично. Несмотря на преклонный возраст модели, предпочтение “Ниве” отдают многие автолюбители. В столице, по словам менеджеров московских автосалонов, состоятельные люди охотно покупают вазовский внедорожник для поездок на охоту, рыбалку, для других видов активного отдыха. Даже подержанные "Нивы" покупаются  без проверки наличия дефектов кузова толщиномером. А экспортные модели пользуются устойчивым спросом, к примеру, в Швейцарии — население тамошних горных районов с удовольствием использует тольяттинские машины в горах, где модные японские и американские джипы попросту застревают.

Много ли вазовских моделей может похвастаться такой популярностью? Пожалуй, ни одна. Когда летом 2005 года корреспонденту “Вперед” довелось побывать в автограде, сотрудники АвтоВАЗа с болью в голосе рассказывали о контракте с “General Motors”, пре-дусматривающем передачу прав на использование торговой марки “Нива” американскому концерну. С тех времен “наша” “Нива” — вовсе не “Нива”, а “Lada 4х4”. Это просто смешно. Как рассказал автору этих строк председатель независимого профсоюза работников АвтоВАЗа “Единство” Петр Золотарев, изначально американцы требовали от российских партнеров, чтобы тольяттинцы вообще прекратили выпуск своих внедорожников. Не прекращаются эти попытки и сейчас — вазовские друзья корреспондента “Вперед” говорят, что “наезды” подобного рода им приходится отбивать регулярно. Очень не нравится господам из “General Motors”, что потерявшая свое имя российская “Нива” пользуется на рынке устойчивым спросом. И дело, в общем-то, отнюдь не в инжекторном двигателе, соответствующем нормам Euro-3, не в попытках улучшения дизайна машины и не в более-менее улучшенных ходовых качествах. Просто еще тридцать лет назад советские конструкторы сумели создать настолько совершенный для того времени автомобиль, что полноценно конкурировать с ним трудно и сегодня. Даже с “изуродованным” (по мнению многих) пятидверным кузовом машина легко проходит там, где стопроцентно завязнет любой американский или японский джип стоимостью не в один десяток тысяч долларов. И уж тем более ни в какое сравнение с продукцией АвтоВАЗа не идет “Chevrolet Niva” — “паркетный джип”, совершенно непригодный для использования там, где успешно работает “Lada 4х4”. Не случайно, наверное, американцы официально снизили плановое производство “Шеви Нивы” с 75 до 55 тысяч штук в год, а потом признали проблему затоваривания. Отечественный потребитель упорно не хочет приобретать “шниву” (как прозвали детище СП GM-АвтоВАЗ), отдавая предпочтение классической “Lada 4х4”.

Примечательно, что тольяттинские конструкторы, говоря о будущем совершенствовании своего внедорожника, вовсе не обещают потребителям кожаных кресел, умной электроники, круиз-контроля и прочих “наворотов”, более приличествующих заграничным “паркетникам”. Все это неминуемо увеличит стоимость машины и, как следствие, ударит по индексу покупаемости. Главную ставку АвтоВАЗ делает на двигатель — более мощный, более современный, соответствующий нормам Euro-4. С таким маркетинговым ходом можно соглашаться или не соглашаться, но, думаю, “Lada 4х4” еще долго останется бесспорным лидером в сегменте отечественных кроссоверов и одним из самых успешных проектов АвтоВАЗа.

Только с трудом верится автору этих строк, что когда-нибудь россияне будут называть вазовский внедорожник так, как написано в прайс-листах дилеров. Для всех нас “Lada 4х4” навсегда останется “Нивой”.

Арсений МИРОНОВ

Газета "Вперед"