В Подмосковье

РАСТЕМ БЫСТРЕЕ

Апрель  2, 2008 1690

РАСТЕМ БЫСТРЕЕНа прошлой неделе глава района Анатолий Упырев выступил с отчетом перед депутатами райсовета. Этого требовал от него новый районный устав. Выступление понравилось не только тем, кто его выслушал. Сам Анатолий Александрович заметил, что такой анализ дел стоило бы проводить не просто регулярно, а почаще - например, раз в полгода.

Темпы роста - как в области

Из представленного главой отчета о работе администрации и положении дел в районе в 2007 году следовало, что экономический оборот организаций района вырос в 2007-м почти на 44%, что практически соответствует среднеобластным темпам роста.

Наше сельское хозяйство - на втором месте в рейтинге правительства Московской области ("я надеюсь, что губерния нам не подсуживает", пошутил Упырев). Это очевидные показатели того, что район развивается поступательно, вопреки заявлениям и ожиданиям некоторых политиков.

Впрочем, с точки зрения главы, сказанное не означает, что у нас нет проблем. При таком росте экономического оборота мы рассчитываем на более существенный рост налоговой базы, более масштабные вложения в социальную и инженерную инфраструктуру района.

Глава высоко оценил утверждение Концепции социально-экономического развития Сергиево-Посадского района до 2020 года: "То, что мы приняли этот документ, -большая заслуга и администрации района, и районного Совета депутатов".

Еще один обнадеживающий процесс, начавшийся в прошлом году, отметил глава, состоит в формировании отраслевых кластеров и создании промышленных округов. Отчасти этот процесс идет независимо от муниципального управления - например, включение в состав нового федерального казенного предприятия действующих унитарных предприятий "НИИхиммаш" и "НИИХСМ" или создание отраслевого кластера в сфере разработки и производства пиротехники на базе НИИПХ.

В других случаях позиция и роль администрации района является существенной. В частности, это касается отраслевого кластера, ориентированного на деревообработку и производство мебели. Постановление о его создании правительством области уже выпущено. Управляющая компания определена. Это ООО "Русский ламинат".

В ходе реализации проекта будет создан целый конгломерат предприятий, которые принципиально изменят бюджет городского поселения Пересвет. Еще две перспективные площадки: "Суропцево" - 52 гектара и "Хотьково" - 145 гектаров включены в Программу правительства Московской области "Развитие транспортно-логистической системы в Московской области на период 2006-2010 гг.".

Вопрос инвестиций был и остается ключевым вопросом развития района. И по итогам 2007 года мы выглядим в этом отношении убедительно: общая сумма - 6,6 млрд руб., из которых 4,7 млрд приходится на долю промышленности. Темп роста - 352 процента к уровню 2006 года. Этот небывалый результат связан, в первую очередь, со стартом проекта ГАЭС-2. Однако не только с ним. В частности, около миллиарда рублей вложено в сельское хозяйство и жилищное строительство. По вводимому в строй жилью мы преодолели годовой рубеж в 90 тысяч квадратных метров, причем на начало нынешнего года уже имеем заключенные контракты на строительство 600 тысяч кв. м жилья.

Глава района сообщил и о том, что в прошлом году большие сдвиги произошли в вопросах дорожного строительства. В 2006 году соответствующие специализированные организации освоили 170 миллионов рублей, а еще годом ранее - менее 60 миллионов. В 2007-м на дорожно-ремонтные работы израсходовано 437 миллионов! Помимо этого, 65 миллионов потрачены на внутриквартальные проезды и площадки в городских поселениях Хотьково, Сергиев Посад, Краснозаводск, Скоропусковское.

ЖКХ и дороги

Большой объем работ выполнен по текущему и капитальному ремонту объектов ЖКХ. 176 млн рублей израсходовано на эти цели только из средств предприятий и местного бюджета. Еще 262 миллиона в прошлом году выделило на подготовку к отопительному сезону правительство области.

К сожалению, заметил глава района, освоение указанных средств проходило с немалыми трудностями. Первой тому причиной является законодательное усложнение процедуры определения подрядчика на выполнение работ (на Совете недобрым словом вновь поминали фирму, которая вела ремонт крыши дома на Новоугличском шоссе - ее определили по конкурсу, она обещала дать району экономию, а вместо того принесла огромную головную боль).

Вторая причина связана с передачей полномочий по управлению жилищно-коммунальным хозяйством от районных органов власти к поселенческим. В 2007 году право решать соответствующие вопросы в полном объеме получил только Сергиев Посад, однако издержки переходного периода сказались на жителях всего района.

Одна из проблем, неразрешенная до сих пор, - неподконтрольность управляющих компаний, созданных взамен районной компании СП ЖКК, городской администрации.

В течение отчетного года эти компании игнорировали решения областного штаба оперативного реагирования на нештатные ситуации и систематически нарушали договорные обязательства по перечислению жидкотопливной составляющей. Вследствие этого сельские котельные, работающие на жидком топливе, остались к началу отопительного сезона без нужного запаса мазута и печного топлива. Долг за уже поставленное топливо составил на конец года 38 млн рублей, и с каждым месяцем он продолжает расти. "А вы волевое решение не можете принять, вмешаться в работу управляющих компаний в Сергиевом Посаде?" - интересовались депутаты. Нельзя, закон не позволяет. Это теперь компетенция поселений.

Исключительно значимый итог года - включение района в трехлетнюю областную программу, предусматривающую строительство на территории нашего муниципального образования 14 новых котельных. Еще восемь котельных - и все они в сельской местности - будут реконструированы для перевода с жидкого топлива на газ.

Земля в центре внимания

В отчетном году администрация много сделала для того, чтобы ограничить произвол в распоряжении землей, сказал Анатолий Упырев: "Ею подготовлен эскизный проект схемы территориального планирования района, на что при всех наших бюджетных трудностях затрачено около 7 миллионов рублей. И в этом году работы по схеме территориального планирования мы собираемся завершить. Разработано и утверждено Советом депутатов положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности на территории района".

Впервые выполнены схема размещения зеленых зон городского значения в городе Сергиев Посад и схема расположения водоохранных зон основных водных объектов на территории района. Впервые создана особо охраняемая территория муниципального значения - "Островок". Уже подготовлен проект постановления главы района и разработан паспорт "Особо охраняемой природной территории - природного комплекса "Островок" муниципального значения". Еще порядка десяти зон в пределах Сергиева Посада и района получат в ближайшее время статус зон отдыха, что позволит запретить там хозяйственную деятельность.

"Наконец, мною приняты постановления, перекрывающие все лазейки для получения в собственность земельных участков в обход основной процедуры, предусмотренной законом. Теперь ни один земельный участок не будет представлен в собственность без открытого, публичного объявления и проведения торгов", - пообещал глава.

Кстати, когда выступление главы района закончилось, ему депутатами были заданы вопросы о работе как раз земельного управления.

"У меня на столе документы больше суток никогда не задерживаются, - ответил Анатолий Упырев. - Если заминка возникает на каком-то другом уровне, будем с этим разбираться".

Газ и тормоз

Множество факторов, которые в ушедшем году тормозили развитие района, были вызваны причинами, к деятельности самой администрации не относящимися.

Например, доходная часть бюджета 2007 года формировалась с учетом плановых поступлений от ГАЭС - крупнейшего нашего налогоплательщика. Однако в результате бухгалтерских операций, связанных с тактическими целями учредителей энер-гетического холдинга, ГАЭС вдруг превратилась в неприбыльное предприятие. И районный бюджет потерял серьезные деньги. "Заметьте, что мы не застрахованы и от полной потери доходов, связанных с работой любого предприятия, посколь-

ку закон позволяет зарегистрировать это предприятие хоть в Москве, хоть на Чукотке", - предупредил глава.

Далее, в районе есть предприятия, которые не платят арендную плату за землю, поскольку для оформления соответствующего договора нужна землеотводная документация. Документация стоит дорого, поэтому предприятие тянет время, а механизмов воздействия на эту ситуацию закон не предусматривает.

Проблема "серой зарплаты" в компаниях, которая обескровливает местный бюджет, районом в одиночку также не может быть решена. "Об этих предприятиях известно и прокуратуре, и фискальным органам, однако руководители предприятий к ответственности не привлекаются", - сказал Упырев.

А некоторые предприятия, работающие в районе, искусственно разбиты на обособленные структуры, каждая из которых оформлена в статусе индивидуального частного предпринимателя. Понятно, что это способ ухода от налогов, но это и дополнительные проблемы управляемости предприятия, проблемы его взаимодействия с органами власти. Попытка воздействовать на такое предприятие административными методами малоэффективна.

Итак, проблем еще много. Но немало и резервов для роста. На этом поле, заметил глава, и должно разворачиваться конструктивное взаимодействие и конструктивное сотрудничество исполнительной и законодательной властей в районе.

Алексей РЯБИНИН

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"



Нравится: 0 / Не нравится: 0