Культура

Обретение гармонии

Февраль  1, 2012 2925

Известно выражение американского педагога и дирижера Роберта Шоу: «Идите в хоры и обретете гармонию». Давайте последуем совету авторитетного специалиста и посетим рабочую репетицию камерного хора под управлением Галины МИЛЕГИ в ДК имени Гагарина, тем более что этот коллектив в декабре прошлого года в очередной раз подтвердил звание народного.

Здесь в основном женщины, среди которых можно встретить художников, дизайнеров, инженеров. Но есть и мужчины, как без них! С ними, правда, сложности. Дело в том, что участвуют в камерном хоре студенты духовной семинарии. У этих ребят достаточно напряженный график: учеба, послушания. К тому же, по окончании семинарии они, как правило, уезжают. В общем, текучка. И тем не менее камерный хор существует, покоряет профессиональные высоты, совершенствует репертуар.

Пока идет распевка, наш корреспондент беседует с руководителем хора Галиной Милегой.

— Нашему коллективу, — рассказывает Галина Ивановна, — совсем недавно исполнилось десять лет. Накануне защиты звания народного мы поучаствовали в открытом хоровом фестивале-конкурсе «Александр Свешников и современность», который проходил в Коломне. Там принимали участие 18 хоровых коллективов. Профессиональный уровень форума был достаточно высокий. Тем не менее, несмотря на наш любительский статус, мы выступили достойно. А нашего концертмейстера Юлию Савченко наградили специальным дипломом.

Обретение гармонии

— Расскажите о себе.

— Закончила институт искусств в Красноярске. Ныне это государственная академия музыки и театра. Кстати, в свое время в этом вузе учился легендарный Дмитрий Хворостовский. Лично с ним я не знакома. Зато хорошо знала его отца, с которым, будучи студенткой, вместе пела в муниципальном камерном хоре Красноярска. Вообще, в студенческие годы многое было перепето: и народные песни, и колядки, и духовные песнопения. Здесь, в Сергиевом Посаде, на протяжении многих лет пою в православных храмах. Начинала в Ильинской церкви, потом были храмы Петра и Павла и Вознесения Господня. Сейчас пою в Семхозе, в Сергиевской церкви. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в нашем репертуаре так много духовной музыки.

— А слабо вашему хору спеть, скажем, песню «Белые розы» из репертуара «Ласкового мая»? И вообще, Галина Ивановна, есть в программе ваших выступлений место шутке или, скажем, шалости?

— Конечно, «Белые розы» мы вряд ли будем петь. Хотя в свое время «Коня» из репертуара «Любэ» пытались исполнить. Но эта песня у нас не пошла. Все-таки в нашем коллективе подобрались люди академического склада. А шалим мы теми же народными песнями и популярной музыкой советского периода.

Вообще, я считаю, что настоящий музыкант не должен зацикливаться на трех аккордах, он не обязан подстраиваться под зрителя. Музыка и профессиональное исполнение должны воспитывать зрителя.

— Каковы ваши требования к участникам хора? Сложно попасть в ваш коллектив?

— Честно говоря, сложность репертуара не позволяет набирать всех подряд. Тем не менее у нас все, кроме концертмейстера Юлии Савченко, любители. Если человек учился когда-то в музыкальной школе — и слава Богу. Но таких, к сожалению, немного.

Мне важно, чтоб была музыкальная память. Остальное мы наработаем. Обычно я разбиваю произведения на партии. Каждую партию скрупулезно разбираем и репетируем. А потом все сводим вместе. Это достаточно тяжелый труд.

— Галина Ивановна, каким в идеале должен быть хоровой коллектив?

— Для хорового коллектива самым важным является дисциплина. Желание и профессионализм — все это нарабатывается со временем. Необходим также особый климат — теплота и взаимопонимание. Недаром известный американский дирижер Роберт Шоу сказал: «Если в хоре два певца, стоящих рядом, в одной партии, ненавидят друг друга, то унисон между ними однозначно невозможен!» А если унисон отсутствует, то нет и полноценного звучания.

Владимир ПИМОНОВ
Фото автора

Газета "Вперед"



Нравится: 389 / Не нравится: 82