Вести недели: Троице-Сергиева лавра сбалансирует потоки туристов

26 февраля 2017 3511 "Вести недели"

26 февраля у православных христиан — Прощеное воскресенье — последний день перед Великим постом. В этот день по традиции люди просят друга у друга прощения и сами прощают, чтобы оставить в прошлом недоразумения и обиды и вступить в Великий пост перед Пасхой с доброй душой и чистым сердцем. Чем живет в эти дни самый большой в России монастырь Троице-Сергиева лавра?

Из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Сибири, Дальнего Востока, в общей сложности десятков городов России — в последние дни перед Великим постом поток в Троице-Сергиеву лавру в светлое время суток не прекращается. Причем некоторые из паломников путь преодолевают исключительно пешком: кто-то — последние сотни метров, а кто-то и вовсе все 70 километров, например, из Москвы. Древняя традиция.

Пройти десятки километров по Троицкой дороге к монастырю ногами означало совершить пусть небольшой, но все же подвиг — в память о создателе монастыря святом Сергии Радонежском и, может быть, приблизиться хоть немного к ответу на вопрос, с которым пришли. До сих пор за помощью святого Сергия обращаются люди со всего мира . В трудный период Руси именно его слово стало духовной опорой для всей страны: "Любовью и единением спасемся".

Редкие кадры: лавра в ночное время. Аллеи не пустеют полностью, даже когда все, казалось, должны спать. Какое время ни назови — три, четыре часа — здесь говорят, не ночь — утро. Просыпаются в лавре в 3 часа. Еще темень, но свет горит. Работает просфорня — здесь делают богослужебный хлеб.

В соседнем здании — семинария. Дмитрию — 19. В Духовной академии на территории лавры — всего полгода. Петь мечтал с детства, но пока в церковь ходил дежурно, на Пасху и Крещение голос был такой, что, как он говорит, "завывать" решался исключительно дома.

Татьяна Андриенкова в храм пришла вынужденно. Сначала на работу. Помогала реставраторам. Взялась за карандаш, кисть — хотела поступать в Академию художеств. Сейчас — на первом курсе иконописной школа. Современные технологии здесь сочетают с многолетними традициями, даже краску подготавливают самостоятельно.

Задача — измельчить крупинки камня до состояния, чтобы их можно было смешивать с другими красками. Трудятся, пока солнце не сядет, по 8-10 часов в день. Тонкую разницу оттенков свету даже от самых современных ламп не доверяют, что уж говорить о счете времени.

Самый надежный гарант главных курантов отец Антоний каждый день под сотню ступеней вверх и вниз проходит. В комнатке примерно 3 на 4 метра из последнего века — только обогреватели. Высота — 40 метров над землей. Дует.

"Предложили нам заменить эту будку на более современную, но я отказался, потому что эта будка историческая. Когда закрыли лавру, часы остановились, колокола сбросили. Это был полный хаос", — рассказал игумен Антоний, старший звонарь Троице-Сергиевой лавры.

После революции, несмотря на послания Патриарха лично Ленину, в лавру пришла директива: обитель закрыть. Мощи Сергия Радонежского решено было вывезти. Главу святого спасли только благодаря служителям церкви, которые подменили ее и спрятали в ящике столового серебра.

И те 28 лет, что лавра была закрыта, не единственный тяжелый период, что здесь смогли пережить. Осень 1608 года. У обители, по одним данным, — 15, по другим, — 30 тысяч воинов наемников Лжедмитрия Второго. Внутри за трехметровыми стенами всего две с половиной тысячи ратных людей, а так же крестьяне, монахи. К обороне уже все готово: подставки, на которые устанавливали пушки , бойницы, через которые стреляли, отверстия, чтобы сливать кипящую смолу. Конкретно эти стены были построены позже, но принцип тот же. Внутри монастыря спустя несколько месяцев начинается цинга. Смертность достигает 15 человек в сутки. Не сдавались.

Подвал Пятницкой башни. Журналистов сюда еще никогда не пускали. Большая часть стен — в саже. Трудно представить, но этой копоти больше четырех веков. Во время осады монастыря враг начал рыть подкоп прямо под башней.

"Крестьяне — герои этой битвы. Ценой собственной жизни спасли лавру. Это событие в какой-то степени переломило исход многомесячной осады лавры", — рассказал Илиодор Губертов, сотрудник пресс-службы Троице-Сергиевой лавры.

"Обитель не была осквернена. Преподобный Сергий все-таки свою обитель охраняет", - уверен иеродиакон Памфил, насельник обители.

И, судя по количеству паломников, охраняет до сих пор. В выходные и праздники кроме туристов здесь всегда поток еще и тех, кто идет за помощью и надеждой.

К архимандриту Кириллу — одному из мудрейших священнослужителей- шли годами со всех концов страны. Ему верили. Иногда даже те, кто еще вчера отрицал неземное. К храму и вере архимандрит Кирилл пришел в прямом смысле сквозь военные окопы. Когда начиналась Сталинградская битва, ему только-только 23 исполниться должно было.
В последние годы он болел, но продолжал служить. Архимандрит Кирилл отошел к Богу недавно, но принципы любви к ближнему, которые он закладывал и в учеников и прихожан, здесь работают до сих пор. Подтвердят на любой экскурсии, при чем неважно, у кого спрашивать, у экскурсовода в рясе или в гражданском.

Почти тридцать лет об истории лавры приезжим здесь рассказывают и работники государственного музея, главное здание которого находится в двухстах метрах от лавры, и Русской Православной церкви. РПЦ при этом и в свою структуру нанимает светских экскурсоводов.

"На светской экскурсии, когда просят именно особые группы, чтобы не слишком много внимания уделяли религии. Это возможно, то есть мы акцентируем наше внимание на архитектуре, истории, росписи, на истории самого монастыря, потому что он связан с историей России. На церковных экскурсиях мы акцентируем внимание на святых мощах", — отметают экскурсоводы.

Чтобы сбалансировать потоки и направлять часть гостей и в тот самый светский музей с уникальной экспозицией, здесь начнут работать совместные туристические маршруты — музейных работников и Русской Православной Церкви.

Антон Лядов