РАЗЛУЧЕННАЯ С НЕБОМ

05 октября 2009 2415

Жизнь Анны Георгиевны Куликовой тесно связана с Мостовиком, школой и... небом. Большинство жителей поселка знают ее как хорошего педагога, преподавателя истории и биологии в 27-й средней школе Мостовика. Но мало кто знает, что Анна Георгиевна пишет лирические стихи. И только самые близкие люди знают, как полеты в небе подтолкнули ее к сочинительству.

Учитель словесности

"Пишу стихи потому, что мысли, выраженные в поэтической форме, более ясно и точно отображают то, что накоплено в душе, нежели высказанные прозой", — поясняет Анна Куликова.

Родители Анны Георгиевны приехали в Московскую область с Алтая. В детстве Анна часто бывала на исторической родине своего отца.

— Я и родилась там, у меня даже свидетельство о рождении написано на алтайском. Но с 1954 года наша семья плотно обосновалась в Мостовике, этот поселок стал для меня родным. Такой же родной стала для меня и наша 27-я школа. Когда-то я в ней училась, эту школу окончили мои дети и племянники, надеюсь, будут учиться внуки", — рассказывает Куликова.

Анну Георгиевну сильно обижает расхожее мнение о том, что в поселковых школах люди получают плохое образование.

— Тому, чего добилась в жизни, я во многом обязана своей школьной учительнице русского языка и литературы, Антонине Николаевне Гужевой. Это была удивительно творческая женщина, учитель от бога. Она привила всем своим ученикам любовь к литературе! Она умела так прочитать, что даже нелюбимым Гоголем в ее исполнении я заслушивалась, и мне хотелось изучать его дальше. По инициативе Антонины Николаевны мы издавали литературный журнал "Зарница", авторами которого были ученики нашей школы. В журнале печатались басни, очерки, сценарии, рассказы. Там был опубликован отрывок из моего рассказа "На пороге", про девочку, которая поехала строить БАМ.

Небо, парашют, девушка...

После окончания школы старшая сестра Анны Георгиевны поступила в Ивантеевский техникум, при котором был парашютный клуб. Она записалась в него. Когда Анна узнала об этом, решила во что бы то ни стало тоже прыгнуть. В те времена в воздухе витали волны патриотических настроений. Накануне в космос летала первая женщина — Валентина Терешкова. После начала освоения космоса все мечтали о небе. Мечтала и Анна...

— В нашей парашютной секции было семь мальчиков и я, единственная девушка. Причем когда об этом увлечении узнали мои одноклассники, то в один голос сказали: даже не сомневались, что именно я займусь этим видом спорта.

Стоит отметить, что Анна Георгиевна подошла к своему увлечению весьма серьезно и многого добилась в этой области. Не остановило ее даже то, что у нее были серьезные травмы, полученные в результате неудачных прыжков.

— Небо — это свобода, непередаваемые ощущения полета, — говорит она. — Свобода от всего, независимость, какое-то господство над миром...

Нужно по-настоящему безгранично любить этот бездонный воздушный океан, чтобы совершать поступки, подобные тем, что делала Анна Куликова.

— Наш аэроклуб находился в Коломне. Чтобы добраться до места, мне приходилось вставать в 4 утра, садиться на автобус, потом на электричку, доезжать до Москвы, делать пересадку и ехать в Коломну. Путь занимал не менее пяти часов. Когда наступало лето, мы вообще жили на аэродроме. Родители никак не вмешивались в мое увлечение, мама знала мой характер, понимала: если что-то запрещать, я наоборот сделаю, наперекор!

Поэтому, когда летом во время неудачного прыжка я сломала ногу и пришлось вернуться в Мостовик, мама встретила меня словами: "Слава богу, хоть дома побудешь". Думаю, в глубине души она надеялась, что гипс от лодыжки до бедра остановит меня. Но не тут-то было — на следующий день ко мне пришла девочка-соседка с вопросом: "Как записаться в парашютную секцию?"

Стоит ли говорить, что после травмы Анна не только не бросила любимое хобби, но и приняла участие в показательном выступлении на воздушном параде, посвященном Дню авиации. Парад этот состоялся на аэродроме в Тушине в 1977 году. Это был последний год, когда Анне удалось прыгнуть. Травма ноги дала о себе знать — начались скитания по больницам, сложнейшие операции. На парашютном спорте нужно было поставить крест. На тот момент за плечами Анны Куликовой было более 500 прыжков с высоты 2000 метров.

Езда в незнаемое

По словам Анны Георгиевны, именно травма и вынужденное расставание с любимым спортом "заставили" вдруг написать стихи.

РАЗЛУЧЕННАЯ С НЕБОМ

— В душе бушевали эмоции, которые требовалось излить на бумагу. Так я стала писать стихи. Вообще надо сказать, что в литературе я больше люблю стихи. Мой любимый поэт — Роберт Рождественский. Со школы люблю ритмику стихов Маяковского, — говорит она. —Нравится лирика Ахматовой и Цветаевой. Из современных поэтов читаю Ларису Рубальскую и Татьяну Снежину. Снежиной принадлежит популярная песня "Позови меня с собой". Девушка необычной судьбы. К сожалению, она погибла в автокатастрофе в 1995 году.

Из прозаиков мне нравится Александр Дюма, любимая книга "Граф Монте-Кристо". Хоть кто-то и считает эту книгу очень жестокой, для меня это некая сказка... Нравятся произведения Льва Толстого. А когда мне грустно, я читаю японскую лирику.

Несколько стихотворений Анны Георгиевны мы решили предложить вниманию читателей.

Мне не коснуться губ твоих

Мне не коснуться губ твоих,

Не дотянуться.

Через года, через судьбу

Мне не вернуться.

Мечты растаяли, как сон, вот так все вышло.

Обиды нет, упреков нет, сердец не слышно.

Когда-то были мы юны, не понимали,

И счастье мы не берегли и потеряли.

Смеялись, верили, что жизнь продлится вечно,

И в сердце трепетный огонь горел беспечно.

Прошли года, прошли года, и мы прозрели.

Любовь хотели мы вернуть, но не сумели.

Ты не со мной, я не с тобой — одни печали.

Хотелось плакать и кричать, но мы молчали.

Мне не коснуться губ твоих,

Не дотянуться...

апрель, 1978 г.

Чем измеряется возраст школы?

Чем измеряется возраст школы —

Часами, неделями или годами?

Давайте измерим возраст школы

Звонкими детскими голосами.

Первым учебником, первым звонком,

Каждый из нас с ним с детства знаком.

А может, отметками в аттестатах,

Врученных нам в этой школе когда-то.

Измерим успехами наших детей,

Счастливыми семьями,

Сединами школьных учителей,

Заботами их повседневными.

Чем измеряется возраст школы —

Хорошим делом и добрым словом,

Сердечностью встреч школьных друзей,

Большой благодарностью сотен детей.

февраль, 1997 г.

Страницы дат перевернет

Страницы дат перевернет сентябрь-проказник,

Развесит дымку паутин, и будет праздник,

Рубины гроздьями с рябин тебе подарит,

Пообещает листопад и не обманет,

Листвой закружит города

Живое пламя.

Бросай в костер свои года,

Как на экране,

Проходит фильм —

Не удержать,

Что будет с нами.

Не жили, собирались жить, и нам казалось,

Что впереди огромный мир. Какая жалость,

Что время вспять не повернуть,

Но нам осталось:

Года, что радости полны, а не усталость,

Года любви, года надежд, года признаний

И листопад прошедших лет воспоминаний.

сентябрь, 2002 г.

Не судьба

Не встретились с тобою — не судьба.

Исчезло все в спешащей круговерти,

Была надежда, капелька одна,

Остался только адрес на конверте.

Осталась память, что тревожит сон.

И птица счастья, что держу я в клетке.

Ушла любовь, растеряна она

В безудержной житейской круговерти.

март, 2000 г.

Ольга МИГУНОВА

Газета "Вперед"