«Ангел проводит по скрипке смычком…»

23 января 2011 4486

«Ангел проводит по скрипке смычком…»Художница из Сергиева Посада Татьяна Киселёва проиллюстрировала более девяти десятков книг, которые моментально стали раритетами. Одна из последних– «Солнышко в окошке», сборник стихов детской писательницы Нины Козловой. Это название подошло бы ко всему творчеству художницы.

Её работы – пейзажи, портреты современников, картины из жизни родного города, миниатюры на православные сюжеты или сцены исторических событий, выполненные маслом, акварелью или в технике линогравюры, – говорят о необыкновенном даровании этой хрупкой женщины.

Земляк Татьяны Киселёвой, известный поэт Владимир Сосин, безвременно ушедший из жизни, книги которого иллюстрировала художница, будто о ней написал:

Ладом чудесных гармоний влеком,
Звуком высоких небес очарован,
ангел проводит по скрипке смычком…

Книжная графика – любимый жанр Татьяны Киселёвой. Осваивать его она начала чуть ли не с пелёнок: ещё букв не выучила, а уже ко всем книжкам, которые читали ей родители, делала на листах бумаги карандашные рисунки.

Очень важно, какие тебе в детстве читают книжки. Татьяна росла в интеллигентной семье: папа, филолог с университетским образованием, был известным в Сергиевом Посаде учителем русского языка и литературы, неутомимым пропагандистом отечественной словесности, мама работала заведующей книжным отделом в «Мособлкниге». Авторитет русской классики был столь высок в семье, что родители даже дали дочерям «пушкинские» имена: Татьяна и Ольга.

Окончив школу, Татьяна не раздумывала о выборе профессии: она знала, кем хочет стать, и поступила на художественное отделение техникума игрушки (теперь это Российский художественно-технический колледж игрушки). А по окончании целый год работала во Всесоюзном научно-исследовательском институте игрушки. Ею было создано десять образцов игрушек, которые оценивались экспертами НИИ по высшей категории, рекомендовались к серийному производству и поступали в продажу.

Затем она поступила в знаменитую Строгановку (теперь это Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова) на отделение графики, где под руководством Софьи Родионовой её яркий талант получил великолепную огранку. Художник-педагог Родионова была ученицей самого Владимира Андреевича Фаворского – выдающегося художника книги, крупнейшего мастера советского изобразительного искусства, родоначальника московской школы графики; он, кстати, тоже жил в Сергиевом Посаде. Татьяна Киселёва окончила вуз с красным дипломом. Её дипломная работа – серия линогравюр – была посвящена основателю первого в нашей стране Музея игрушки, талантливому художнику, учёному и педагогу Николаю Дмитриевичу Бартраму.

«Ангел проводит по скрипке смычком…»Татьяна Киселёва – член Союза художников России с 1993 года – работает в разных жанрах, но главным образом как книжный график. «Православный букварь» с её рисунками вошёл в список ста лучших книг Московской международной книжной ярмарки 2008 года. Её произведения хранятся в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Художественно-педагогическом музее игрушки Российской академии образования, Доме-музее П.И. Чайковского в Клину и частных собраниях.

Говоря о книге, Татьяна Киселёва высказывает убеждение, что художник является в такой же мере её автором (книги), как и писатель. От того, как она оформлена, зависит и читательское впечатление. Как говорится, книгу по обложке встречают…

Работы Татьяны Киселёвой пронизаны солнцем и добротой. Видимо, это востребовано людьми, на которого наступают столь модные сейчас уроды и монстры. Недаром книги Татьяны Киселёвой не залёживаются на прилавках например, большой успех имела «Хрестоматия для детей».

Говоря об этой работе, художница рассказывает: «Нам захотелось восстановить книгу известной дореволюционной детской писательницы Клавдии Лукашевич «Первое словечко», которая легла в основу «Хрестоматии для детей». Книга хранится в единственном экземпляре в Ленинской библиотеке. Какой-то ребёнок цветными карандашами раскрасил в ней чёрно-белые иллюстрации, многое нужно было восстанавливать, а некоторые невосстановимые рисунки мне пришлось рисовать заново».

Татьяна Киселёва прекрасно владеет компьютерной графикой. Оформленный ею сайт Паломнического центра Свято-Троицкой Сергиевой лавры отмечен дипломом за первое место среди православных сайтов. Но в оформлении книг компьютерными технологиями она не пользуется.

– Мне не нравится, когда книжная графика становится полностью компьютерной, – поясняет художница. – Всё-таки книга, по моему мнению, должна быть рукотворной.

Татьяна Киселёва тонко чувствует поэзию, поэтому так гармонично её сотрудничество с авторами поэтических сборников. Недаром именно она стала автором графического символа поэтического конкурса «Посадская лира», который ежегодно проводится в районе. А вот как выразила своё восхищение иллюстрациями Татьяны Киселёвой к книге её стихов поэтесса Лидия Динулова:

…На гравюрах, представленных в книжке,
Оживает посадский уют.
Переулки, заборы, домишки,
Над сугробами птицы снуют…
Ты смогла в чёрно-белой гравюре
Рассказать о войне, о былом.
Сколько скорби в поникшей фигуре,
Сколько веры в лице молодом.
И как будто нечаянно вышел
В безыскусной своей наготе
Тот дымок над заснеженной крышей
Белый-белый на белом листе…

Про Татьяну Киселёву говорят, что она способна «очеловечить» даже официальные работы. Ей нередко приходится работать по заказам муниципальной администрации. Она ежегодно оформляет грамоты и поздравительные письма Патриарху на Троицу, каждый раз выполняя их по-новому, разрабатывает грамоты для почётных граждан района, поздравительные адреса юбилярам. Например, когда делала поздравительный адрес депутату Московской областной думы, курирующему Сергиево-Посадский район, народному артисту СССР, руководителю Московского областного государственного театра «Русский балет» Вячеславу Гордееву на его юбилей, то использовала изображения Музы и Белого пруда с лебедями (Белый пруд находится в центре Сергиева Посада).

Кстати, в Союзе художников России никто так мастерски не владеет искусством каллиграфического почерка, как она. А ещё коллеги говорят, что стараниями Татьяны Киселёвой возрождается прерванная традиция использования в декоративном оформлении книги орнаментированных заставок, концовок, буквиц – они не просто заимствуются из старинных книг, но создаются талантом настоящего художника. Недаром директор Художественно-педагогического музея игрушки РАО Александр Греков назвал Татьяну Киселёву «художницей, продолжающей великую линию Сергиево-Посадской графики».

Лидия КУДИНОВА,
“Литературная газета”