"Абрамцево": сокровищница в ожидании перемен

20 апреля 2011 3062

Редкий шанс: в музее-усадьбе "Абрамцево" в эти дни можно видеть исторические работы, многие из которых десятилетиями были скрыты от глаз посторонних в служебных фондах, а некоторые и вовсе оказались извлеченными из запасников впервые.

«Абрамцево»: сокровищница в ожидании перемен

Их автор — Елена Поленова, художник, книжный иллюстратор, создатель мебельных эскизов, художественный руководитель абрамцевской резчицкой мастерской. Открытие выставки стало заметным событием: по словам сотрудников музея и художников, более ста экспонатов, показанные в одном месте, — уникальный документ ушедшей навсегда эпохи.

Это лишь четвертая часть полного собрания музея-усадьбы. Выставка "долгоиграющая", она будет работать в течение лета, а осенью работы Елены Дмитриевны Поленовой представят в Третьяковской галерее.

«Абрамцево»: сокровищница в ожидании перемен

Каждый из экспонатов готов рассказать многое о своем времени, о людях и о нравах. Например, достойны внимания неприметные на первый взгляд растительные орнаменты, ставшие в действительности точкой отсчета национальной традиции орнамента модерна. Удивительно, но никто другой прежде столь прямо не заявлял, что грибы и листья имеют право рассматриваться как декоративные элементы.

Мебель, демонстрирующая, что повседневные бытовые вещи способны оказаться предметами искусства, — еще одна идея Поленовой, с неожиданной стороны прославившая "Абрамцево".

«Абрамцево»: сокровищница в ожидании перемен

Иллюстрации к сказкам, невероятно новаторские относительно представлений своей эпохи, "зараженные безумием детской фантазии", как их характеризовали современники. Книжные иллюстрации Поленовой в целом — удивительные образцы, в которых изобретательно выписанными шрифтами описываются диковинные сюжеты, и каждый шрифт — находка.

К сожалению, далеко не каждый из листов был воплощен в типографском исполнении, говорит Елена Каштанова, методист из братской усадьбы "Поленово", что в Тульской области. Братской эту усадьбу, учитывая родственные связи Елены и Василия Поленовых, можно считать в прямом смысле. Коллеги с правого берега Оки привезли в "Абрамцево" корзину цветов и напомнили о главной просьбе героини выставки: ее можно ругать или хвалить, но главное — любить.Семхозский священник Виктор Григоренко, более двадцати лет проработавший в "Абрамцеве" художником-реставратором по дереву, так отозвался о мебели, созданной по эскизам Поленовой: "посчастливилось прикасаться" к этим вещам.

«Абрамцево»: сокровищница в ожидании перемен
Е.Д. Поленова. Гравюра начала 1890-х годов

На открытии напомнили: промышленник, меценат и владелец абрамцевской усадьбы Савва Мамонтов был первым, кто купил работу художницы, подарив ей тем самым импульс к творчеству, и вскоре Елена Поленова стала полноправным участником абрамцевского кружка. Здесь с единомышленниками она осмыслила один из главных уроков народного искусства — потребность смотреть на мир "простыми ясными глазами".

Окружение помогло ей стать первой профессиональной русской художницей. "Такой титул давался весьма болезненно", — сказала Елена Каштанова. Поленову не всегда понимало не только общество, но и собственная семья.

Сергей Чернышев, правнук Саввы Мамонтова, порадовался тому, что в усадьбе не только хранятся восхитительные коллекции, но и работают сотрудники, умеющие достойно их показать зрителю.

Кадровый вопрос — один из тех моментов, в силу которых в последние годы "Абрамцево" было трудно назвать благополучным во всех отношениях. Музей изрядно потрепала смена руководства, экологические и территориальные споры, которые моментально становились достоянием общественности.

Но послышались из этого живописного уголка и хорошие новости. Музей переживает период возрождения, заявили на открытии и привели доказательства: готовится к открытию фондохранилище, создаются новые выставочные проекты и близится реставрация главного усадебного дома.

 

Владимир КРЮЧЕВ, газета "Вперед"