"Баба" — это звучит гордо

06 марта 2012 3522

Что общего между старинными русскими прялками и народными костюмами примерно той же эпохи, между панно с острова Ява и резными блюдами из Хотькова? Между тряпичной куклой и деревянным идолом? Ответ: все это составляет выставку "Конь, баба, птица", открывшуюся на днях в сергиевопосадском музее-заповеднике.

«Баба» — это звучит гордо

В главном музейном корпусе, что на проспекте Красной Армии, представлено уникальное, но разнородное на первый взгляд собрание. Смысл немного проясняет заголовок "Вечные образы искусства", и одним из главных среди них стал женский образ: за предметами быта, образцами вышивки, украшениями угадывается именно она — хранительница очага, основа существования.

Погружение начинается уже у входа в музей, рядом с кассой, где наряду с полицейскими несет службу пара деревянных фигур, явно отсылающих посетителей во времена примерно тысячелетней давности.

Прохожие наверняка гадают, почему в названии новой выставки, красным по белому начертанному на афише музея, именно эти слова: "Конь, баба, птица". Все очень просто: это слова известного в академическом мире искусствоведа Василия Воронова.

Это уже позже слово "баба" стало звучать сомнительно, а в былые времена оно произносилось с гордостью и даже трепетом. В дохристианские времена "баба" — сакральная фигура, воплощенная в дереве или камне, — была в центре мироздания наших предков.

Проследить художественную трансформацию этого образа, а также сопутствующих ему "коня" и "птицы" как представителей мира природы можно на новой выставке.

«Баба» — это звучит гордо

«Баба» — это звучит гордо

«Баба» — это звучит гордо

«Баба» — это звучит гордо

Владимир КРЮЧЕВ

Газета "Вперед"