Бескультурная политика в культурном городе

11 февраля 2015 5491 Александр МАЛЫШЕВ

Споры о судьбе русского театра в Сергиевом Посаде накаляются день ото дня.
 
На этот раз масла в огонь подлил районный глава Сергей Пахомов. Высказанное им на встрече (http://www.okposad.ru/2015/01/pokazateli-budzhet-i-krasivye-proekty.html) с главными редакторами сергиевопосадских СМИ мнение о том, что аудитория местного театра-студии «Театральный ковчег» невелика и потому тему строительства здания для него нужно закрыть, вызвало в культурной среде недоумение, поскольку, в частности, неясны критерии и методы подобной оценки.
 
Как ответственный политик, заручившийся год назад поддержкой избирателей, Сергей Пахомов не мог взять данные о посещаемости театра с потолка. Вывод о «невеликости» зрительской аудитории не может быть не подкреплён серьёзными исследованиями, включающими в себя не только подсчёт проданных билетов, но и социологические опросы, позволяющие узнать мнение горожан о предмете спора. Если подобные данные имеются, то необходимо их опубликовать, поскольку решается судьба не только традиционного русского театра в Сергиевом Посаде, но и будущее культуры в целом. Переезд «Театрального ковчега» в здание образовательно-досугового центра «Октябрь» может стать губительным для театра, так как условия в предлагаемом здании ещё хуже, чем в нынешнем. Подобные заявления могут быть сделаны по причине недопонимания того, что такое театр вообще и чем он отличается от школьного кружка самодеятельности, в котором всё делается «на коленке».
 
Русский театр, а «Театральный ковчег» является его малой театральной формой, это особый мир, представляющий собой совершенно уникальное явление в общемировой и отечественной культуре. В России, как историко-культурное явление, русский театр складывался на протяжении столетий, формируя признанную во всём мире национальную культурную традицию, олицетворениями которой, в числе прочих, являются Станиславский и Немирович-Данченко. Для нормального функционирования такого тонкого организма требуются самые разнообразные условия, которыми предлагаемый ОДЦ «Октябрь» по существу не располагает. Театру требуются иначе организованное зеркало сцены и зрительный зал, мастерские декораций и костюмов, склады с особыми условиями для хранения инвентаря, оборудование, репетиционная и танцевальные комнаты, гримёрная и другие необходимые помещения. Особо ощутимым недостатком предлагаемого ДК является излишняя приподнятость сцены от пола, что не позволяет создать эффект близости происходящего на сцене, который очень важен в театральном искусстве.
 
Странно, что главе района не предоставляется полноценная информация, позволяющая избежать опрометчивых предложений. Неужели положительный опыт других городов Подмосковья не является для местных чиновников примером? Взять, например, грамотно спроектированный Мытищинский театр «ФЭСТ», в котором легко дышится местному творческому коллективу. Благодаря предусмотренным в здании театра площадкам имеются условия не только для успешной работы местной студии, но и для выступления приглашенных трупп, в том числе зарубежных. В этом же подмосковном городе находится замечательный детский театр кукол «Огниво», для которого специально было построено очень красивое здание, стилизованное под сказочный замок. Есть свой театр и в Дмитрове, которому, в отличие от Сергиево-Посадского, власти не предлагают недостойных переездов. Благодаря театру-студии «Театральный ковчег» Сергиев Посад стал по-настоящему театральным городом, чему имеются многочисленные свидетельства в виде наград, благодарностей и признания. Свой театр в городе - это особенный статус и авторитет, которые нелегко достаются и которые недопустимо терять.
 
На аргументе о «невеликости» аудитории «Театрального ковчега» следует остановиться поподробнее, для чего стоит заглянуть в Акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности МУК «Сергиево-Посадский драматический театр-студия «Театральный ковчег» от 02.12.2014 г., опубликованном на сайте Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад. Документ гласит, что в 2013 году театром было продано 11 779 билетов, то есть за год театр посетил почти каждый десятый житель стотысячного города! Ознакомиться со статистикой, находящейся по адресу http://sovetsp.ru/audit/reports/?ID=3088 может любой желающий. За годы существования «Театрального ковчега» сложилась постоянная зрительская аудитория, (http://www.okposad.ru/2013/12/blog-post_6089.html) которая непрерывно растёт, вовлекая в настоящую высоко духовную культурную жизнь всё большее количество людей. И это в городе, который ещё 10 лет назад вообще не был театральным!
 
В процессе чтения статьи с участием С.А. Персианова "Без поправок на провинциальность" (газета "Новое зеркало" от 24.12.2014 г.) появляется ощущение недосказанности. В ней утверждается, что на русский балет летом 2014 года пришло много зрителей, но почему-то не говорится при этом, что билеты на представление раздавались бесплатно. В той же статье высказывается позиция, что уровень культуры в Сергиевом Посаде слишком низкий. Разве нет в нашем городе своего Союза художников? Или это, по мнению господина Персианова, не культура? И почему нужно равняться на разномастную столичную культуру, тоже не ясно. Ведь театр - это не фишка для богатых. Театр нужен людям прежде всего для самообразования и отдыха от серых будней. Может вместо того, чтобы предлагать в качестве примера проекты типа «Голос», которые имеют собой другие цели, и которые безумно дороги в финансовом плане, имеет смысл поддержать более одухотворенную отечественную культуру?
 
Ядро русской культуры, которое вот уже на протяжении столетий остаётся нетронутым временем, несёт в себе главное слагаемое — гуманизм. Русская культура подразумевает бережное отношение к человеку, его право на развитие и возможность созидать. Развитие — это усложнение форм. Но нашим чиновникам почему-то хочется всё упрощать и оптимизировать. Согнать несколько творческих коллективов и театр-студию в одно помещение и сэкономить деньги на строительстве достойного театрального здания.
 
К сожалению, культурная политика нашего города пока далека от «Основ государственной культурной политики», утвержденных в конце прошлого года (24 декабря 2014 г.) Президентом РФ.  Открывая заседание Госсовета, В.В. Путин отметил, что уникальность документа состоит в новом понимании культуры. Не как сферы услуг, а как основы общественной жизни. Только «отношение к культуре как к миссии, как к общественному благу и историческому наследию, как к системе ценностей и нравственных идеалов» может стать  «мощным фактором обеспечения национальной безопасности и суверенитета России».
 
Одним из важнейших качеств, которым наделяет культура человека — это совесть. Совесть необходима людям, в особенности тем, кто занимает ответственные государственные посты. Будем надеяться, что совесть поможет нашим чиновникам принять правильные решения и не совершать политических ошибок прошлых руководителей Сергиева Посада, которые стоили им высоких постов.