ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ЛЕТАЮТ...

11 июня 2010 3514

С давних времен человека манят небеса. Тем более, если полет сокращает дорогу до места проведения отпуска в несколько раз. И если Колумб так долго плыл  Индию, что в результате, заблудившись, открыл Америку, то современному путешественнику достаточно сесть в самолет, чтобы через несколько часов оказаться в любом месте земного шара.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ЛЕТАЮТ...

Казалось бы, комфортное кресло, напитки, улыбающиеся стюардессы, прекрасный вид с высоты, и вскоре ты оказываешься в совершенно другом мире. Но не все так просто. Оглядевшись вокруг перед взлетом, можно увидеть людей, которые краснеют и бледнеют, пьют таблетки или алкоголь, и даже молятся. Да и надо признать, что большинство из нас испытывает щемящее чувство беспокойства, связанное с необходимостью подняться в небо.

Чего же мы боимся?

Все-таки человек был создан ходить по земле. И необходимость сесть в огромное летающее "нечто" пробуждает в нас иррациональный страх. Поскольку в полете мы не можем контролировать ситуацию, вынуждены полагаться только на способности экипажа и надежность техники, организм "включает" инстинкт самосохранения.

У самых чувствительных натур на это накладывается боязнь высоты, опасения за собственное здоровье и страх перед захватом самолета, подогретый кинематографом.

"Не путешествуйте поездами, на них падают самолеты"

По расчетам специалистов по обеспечению безопасности полетов, если летать на самолетах каждый день на протяжении 13 лет, то появится реальный шанс попасть в авиапроисшествие. Порядка 130 человек в год погибают в авиакатастрофах. В автомобильных авариях — более 30 тысяч. Примерно столько же умирают от отравления алкоголем.

Тогда почему нас так страшат именно самолеты? Почему лихач, не вспоминающий о ремне безопасности в машине, за месяц до полета начинает тосковать и пить успокоительное?

Все дело в том, что любая крупная катастрофа — это информация, о которой нам рассказывают в мельчайших подробностях, постоянно напоминают о количестве жертв, показывают страшные кадры по ТВ. Авиакатастрофа обсуждается в течение длительного времени, и ее факт прочно закрепляется в сознании.

Как справиться с волнением?

Как известно, в аэропорт стоит приезжать заранее, иначе рискуете не пройти регистрацию. Но приезжать с большим запасом времени тоже не стоит, если только вид взлетающих и приземляющихся самолетов не создает вам романтического настроения. В противном случае, напряжение будет расти с каждым часом, проведенным в безделье.

Самый приятный способ пережить полет — погрузиться в легкий сон. Но когда от страха трясутся руки и учащенно бьется сердце, уснуть вряд ли получится. Можно посоветовать очень простое, но достаточно эффективное упражнение — "экономное дыхание", с помощью которого йоги готовятся к медитации. Считая медленно до пяти, делаем глубокий вдох, снова считаем до пяти — выдыхаем. Контроль над дыханием помогает не думать о проблемах, большое количество кислорода, поступающее в легкие и мозг, создает ощущение спокойствия. После этого можно помечтать о предстоящем отдыхе, подумать о местах, которые вы обязательно посетите, просчитать маршрут.

Часто необъяснимая тревога — это результат пережитых ранее стрессов. В этом случае можно попробовать "поиграть" с неприятным чувством. Представьте страх в виде какого-то физического предмета — воздушного шарика или плотно закрытой коробки. Представили? А теперь оставьте его возле трапа самолета.

А вот злоупотреблять алкоголем не стоит. В небольших порциях он, конечно, поможет расслабиться. Но его переизбыток, напротив, может вызвать скрытые страхи.

Фильмы и книги тоже не всегда помогают. Разве есть дело до переживаний вымышленных героев, когда своих хоть отбавляй. Займите руки и мозг головоломками, которые заранее можно купить в магазине, или просто логическими задачами.

Но самый лучший способ — это путешествие в компании человека, не боящегося летать. Он сможет и приободрить, и отвлечь беседой. Несколько часов в приятной компании пролетают как минуты.

Летать или не летать?

Пожалуй, можно обойтись и без полетов, предпочесть путешествие на автобусе или поезде. "Шенгенская" виза позволяет осуществлять беспрепятственное путешествие по всей Европе. Автобусные и комбинированные железнодорожно-автобусные туры доступны в любое время года.

Совсем недавно Российские железные дороги восстановили сообщение между Москвой и столицей Франции. Правда, пока всего одним прицепным вагоном к берлинскому поезду. Он будет курсировать дважды в неделю, по вторникам и четвергам. В новом вагоне 30 мест двух классов. Цена билета примерно такая же, как и на самолет. Железнодорожники рассчитывают в основном на пассажиров, которые боятся авиаперелетов. Путь до Парижа займет двое суток с долгой остановкой в Берлине. Там московский локомотив заменят на немецкий. А туристы смогут почти целый день гулять по столице Германии.

Возможно, альтернативой Египту и Турции могут стать Болгария и Черногория. Туда можно добраться на поезде через Венгрию и Сербию. Многие туристы выбирают путешествие на собственном автомобиле. Несомненным плюсом такого отдыха помимо дорожной романтики станет ощутимая экономия.

Между прочим

• Самый первый пассажирский самолет был произведен в России. "Илья Муромец" был переоборудован из бомбардировщика конструкции Сикорского. Он был оснащен рестораном, спальнями и ванными комнатами, на нем имелось отопление и электроэнергия. Первый полет с пассажирами на борту был совершен в феврале 1914 года. Но дальнейшему развитию гражданской авиации в России помешали Первая мировая и Гражданская войны.

• Журнал Aero International на основе данных, предоставленных Бюро несчастных случаев JACDEC (Германия), опубликовал рейтинг 60 самых безопасных авиакомпаний за последние 35 лет.

Возглавляет этот список основанная в 1922 году австралийская авиакомпания Qantas Airways. С 1973 года у этой компании не зафиксировано ни одного случая, повлекшего жертвы. Второе и третье места заняли соответственно финская Finnair и гонконгская Cathay Pacific. Российский "Аэрофлот" оказался на 49-м месте. Замыкает список турецкая авиакомпания Turkish Airlines.

Комментарий

Психолог Мария Керблай-Могилевская:

— Как правило, боязнь полетов свойственна людям, которые подвержены и другим страхам: высоты, замкнутого пространства, или просто людям с повышенной тревожностью. Страхи эти чаще всего являются следствием сильного эмоционального напряжения и со временем трансформируются в условный рефлекс на определенную жизненную ситуацию. Обычно боязнью полетов страдают люди старше 25 лет, у которых уже накопился некоторый опыт негативных впечатлений. С таким недугом человек при желании может справиться сам. Можно заняться аутотренингом, освежить в памяти школьный курс физики, почитать научно-популярную литературу о конструкции самолета, понять, почему и как он летает.

Но есть иная форма страха, не поддающаяся контролю. Аэрофобия — боязнь полетов на подсознательном уровне, когда в самолете человек теряет способность адекватно оценивать ситуацию. И если нет возможности полностью исключить перелеты, например, в связи со спецификой работы, то в данном случае необходима помощь специалиста.

Наталья ЛЯГИНА

Газета "Вперед"