Дороги трудны, но хуже без дорог

23 ноября 2011 3898

Дороги трудны, но хуже без дорог

Эту улыбчивую и бесконечно обаятельную женщину все зовут Радой. Она заядлая путешественница автостопом. В прошлом году вдвоем с приятелем, который после длительного странствия стал для нее братишкой, они побывали в Казахстане, Китае, Лаосе и Таиланде. Рада — сокращенная вариация слов «радость» или «радуга». В принципе, эти слова и отражают ее сущность. И не так уж важно, что в паспорте указано совсем другое имя — Марина Лагерева. Мало ли, что в паспорте написано? Во всяком случае, “Рада” ей больше нравится, она к этому имени привыкла, и оно, по большому счету, ей больше подходит.

СЕМЬЯ И ПОМОЩНИКИ

Итак, в стандартной двухкомнатной квартире стандартной панельной многоэтажки по улице Дружбы живет Рада — совершенно нестандартный человек. У нее уже вполне взрослые дочери: Настя учится в вузе, Катя в нынешнем учебном году заканчивает школу. Вместе с ними квадратные метры делят три собаки, две кошки, петух с курицей, два хорька, голуби, кролики, морские свинки, крысы, тушканчики, хомячки, а также две змеи — питон под 2,5 метра и небольшой уж по имени Масяня. Они, как утверждает Рада, друзья и помощники. И здесь она нисколько не преувеличивает, так как работает клоуном-дрессировщиком. Нужно сказать, что работа не совсем стабильная — ведь «промышлять» в основном приходится частными заказами.

«КВАРТИРНИКИ»

А еще Рада частенько устраивает «квартирники», на которые иной раз собирается по 35-37 человек. Это музыканты, поэты, творческая молодежь — причем не только из Сергиева Посада, но также из Москвы, Санкт-Петербурга и даже с Украины. Музыку здесь играют самую разную: рэгги, фолк, этно, рок-н-ролльные темы. Народ приходит со своими музыкальными инструментами (гитары, губные гармошки, флейты, скрипки, перкуссии) и «ништяками», то есть сладостями к чаю. Алкоголь на «квартирниках» у Рады под запретом, зато начаевничаешься всласть, причем завариваются самые изысканные сорта. «Музицируем строго до одиннадцати вечера, чтобы не беспокоить соседей, — говорит хозяйка и организатор «квартирников», — дальше у нас начинается поэтическое общение, а еще философствуем о жизни и играем в интеллектуальные игры».

ПЕРВАЯ ТРАССА

Любовь к путешествиям у Рады с детства. Еще в школе ее тянуло в туристические походы. Потом было замужество. Как примерная мама, занималась семьей, растила детей. Но так уж сложилась жизнь, что пять лет назад Марина Лагерева развелась. «Я не могу просто так дома сидеть, мне нужно общение, люди, дороги», — говорит Рада.

Она стала, как в юности, ходить в походы с туристами — пешие, байдарочные, начала посещать бардовские слеты. Но последние два года Раду тянет к людям творческим, неформальным — музыкантам, художникам, поэтам. Фестивали свободного творчества, которые организовывают эти люди, — «Пустые холмы», «Город солнца» — никого не оставят равнодушными. А еще появляются новые хорошие знакомые, друзья, среди которых много и тех, кто предпочитает преодолевать расстояния автостопом.

На Западе таких путешественников называют бэкпэкерами (от английского слова backpack — «рюкзак») или хичхакерами, то есть автостопщиками в чистом виде.

Первая трасса была протяженностью около 150 километров. «Я тогда была на фестивале, — вспоминает Рада. — И мне так там понравилось, что я решила остаться еще на какое-то время. Но для этого нужно было поменять билеты на поезд. А железнодорожный вокзал находился от лагеря достаточно далеко, в областном центре. Да и денег к тому времени практически не оставалось — все потратили». Один из знакомых предложил Раде добраться до вокзала автостопом. Взял, что называется, на «слабо». С этого, собственно, все началось.

Так она стала потихоньку приобщаться к автостопу. Сначала путешествовали не очень далеко — по Московской области, в Ярославль и Кострому. Нужно было вжиться в этот мир, что называется, попасть на нужную волну, познакомиться с определенными законами и правилами, научиться правильно пользоваться ими.

ЗАКОНЫ АВТОСТОПА

По мнению Рады, автостоп рассчитан на хороших людей. «Я была поражена, — говорит путешественница, — когда увидела, как по-доброму относятся водители к тем, кого они подбирают на дороге, как они останавливаются, предлагают помощь. Поверьте, плохой человек редко остановит машину».

Многие из тех, кто подбирает автостопщиков, не раз уже подвозили их: они знают, что с хичхакерами интересно и весело. Поэтому те же водители дальнобойных машин намеренно подбирают путешественников, чтобы было с кем поговорить, чтобы не уснуть в дороге. В свою очередь автостопщик должен развлекать водителя. А для этого нужно быть хорошим психологом и понимать, что от тебя хотят: либо ты должен слушать водителя, которому порой нужно излить свою душу, либо придется говорить самому. Тут уж, извини, надо не замолкать, подстраиваясь к собеседнику. Рассказывать приходится буквально обо всем — о рыбалке, о дорогах, о политике, о кризисе. Главное, понять, что человек хочет, какая тема его волнует. А поскольку все автостопщики люди позитивные и много повидавшие на своем веку — им всегда есть о чем говорить. При этом они никогда не будут напрягать обстановку, то есть, если почувствовал какой-то негатив, лучше просто выйти из машины.

Железное правило автостопщика: ни капли спиртного. Трасса не терпит алкоголя. Во-первых, ты провоцируешь человека, во-вторых, с тобой просто неприятно. Между прочим, среди автостопщиков пьющие встречаются крайне редко.

А еще одежда у хичхакера должна быть чистой. Не дай бог запачкать машину. Этим автостопщики отличаются от «тюленей». «Тюлени» — это бичи, алкаши, бомжи, которые тоже куда-то направляются. Таких людей всегда можно узнать по неприглядной одежде, по вялости, с которой они стоят на трассе.

Автостопщики стараются путешествовать вдвоем. Так легче, удобней и безопасней. Допустим, приходится ехать целые сутки — тогда расклад такой: один развлекает водителя, другой «давит на массу».

«Автостоп — это парное занятие, — считает Рада. — Поэтому я всегда категорически против того, чтобы девушка ехала «стопом» сама. Но есть экстремалки, причем передвижение у них достаточно быстрое, впрочем, это не есть хорошо».

«ВПИСКА» ДЛЯ АВТОСТОПЩИКА

У автостопщиков существует своя сеть «вписок». Что это такое? Это когда к вам в гости приезжает человек, нередко даже совершенно незнакомый. Он может остаться переночевать, его следует напоить чаем, если есть продукты, накормить, если есть время, показать город. Он может оставить какие-то вещи, помыться, залезть в Интернет. Это все, естественно, бесплатно. Зато и вы в любой момент можете поехать в любой город и найти там такую же «вписку».

Нужно отметить, что у автостопщиков есть специальные сайты, где они ищут попутчиков, «вписки», фестивали, концерты. Это целый мир.

«ВЕЛИКИЙ ПОХОД»

Самое серьезное путешествие Рада совершила в прошлом году. К тому времени она обкаталась по европейской части России.

Однажды летом на одном из фестивалей Рада разговорилась с хорошим знакомым, который путешествует автостопом за границей. Естественно, возник вопрос: «А как это?» Ответ обескуражил своей простотой: «Элементарно. Главное, выйти из дома, дальше само все пойдет». В общем, с шуточками, с какой-то несерьезностью и легкомыслием определились, что зимой поедут на два-три месяца «в теплые страны», то есть в Китай и юго-восточную Азию.

Дороги трудны, но хуже без дорог

Дороги трудны, но хуже без дорог

Буквально за неделю перед «великим походом» Влад звонит и спрашивает Раду: «Ну что, ты еще согласна? Тогда давай оформлять визу в Китай». Визу получили достаточно быстро. Буквально за вечер собрались. В рюкзаке — только самое необходимое, плюс спальник. На следующий день Рада с Владом вышли утром на окраину Москвы на трассу. И так — где пешочком, где машинами — до самого Таиланда.

Спать приходилось где придется: в крайнем случае, в палатке, а в основном — на «вписках», у местных жителей, в монастырях. Кстати, буддийские монастыри всегда радушно принимают странников — накормят, напоят, предоставят ночлег. Иногда ночевали в хостелах. Это сеть дешевых гостиниц, где за мизерную цену можно снять койку. К примеру, в Китае сутки в хостеле стоят около шестидесяти рублей.

Однажды Рада и Влад так удачно «вписались» в хостел, что попали на празднование китайского Нового года. Причем тогда в гостинице собрались путешественники из 13 стран. Среди них были настоящие знаменитости. Запомнился один дядечка, который по миру ходит босиком.

«И тут в хостеле, — вспоминает Рада, — выяснилось, что мой попутчик поспорил с австралийским путешественником о том, что мы обязательно попадем в китайский Тибет».

Дело было в центре Китая, где в это время года достаточно тепло. Наши автостопщики по мере продвижения на юг уже успели избавиться от теплых вещей, в которых они начинали путешествие. Кое-что подарили местным жителям, кое-что просто выкинули.

Что ж, Тибет так Тибет. Спор — дело святое.

Как известно, эта часть Китая закрыта. Тибетцы пытаются доказать свою независимость, а китайские власти эту независимость не признают. Более того, туда никого не пускают, границу охраняют пограничники.

Но через высокогорный китайский заповедник Рада с Владом все же умудрились туда попасть. А там — снегу по пояс, а Рада — в обычных кроссовках. «Короче, — улыбается автостопщица, — я отморозила ногу. Причем до такой степени, что она сильно опухла». Ко всему прочему, путешественников, ночевавших на высоте больше пяти тысяч метров от уровня моря, накрыла «горнушка», то есть горная болезнь. Было очень жестко: безумная нехватка воздуха, страшные головные боли, рвота и прочие «удовольствия». Три дня не то что кушать — жить не хотелось. В те моменты Рада твердила себе: «На фиг! Никаких путешествий! Что я вообще тут делаю, дура безумная? Если вернусь живой, больше никогда на такие глупости не подпишусь».

Но, как ни странно, когда ты находишься в дороге, организм сам себя контролирует и лечит. Уже через неделю опухоль сама собой спала, исчезла хромота.

Путешествие и горы Тибета, в частности, перевернули представление о жизни. «Я поняла несколько серьезных истин, — делится сокровенным Рада. — Во-первых, мир очень огромен, велик. В то же время и мы, люди, тоже великие. Человек привыкает ко всему. Ни одно животное не может быть таким выносливым, как человек. Кроме того, в горах человек становится совершенно другим. Там — удивительная энергетика, там — Шамбала, там — настоящая духовность».

РАДИ ЭТОГО СТОИТ ЖИТЬ

А потом был Лаос. Непроходимые джунгли. Деревня, жители которой никогда не видели белого человека. Поначалу путешественникам показалось, что они попали к каннибалам. Но в конце концов их принимали, как королей. «Ради таких моментов стоит жить!» — смеется Рада.

В Таиланде наши автостопщики уже торопились. И воспоминания об этой красивой интересной стране смешались, запомнились только толпы туристов.

За полтора месяца пребывания в Азии путешественники потратили всего 120 долларов. Плюс долларов десять ушли на мелкие сувениры: национальные флажки, буддийские статуэтки.

Легкая ностальгия возникает недели через две. Начинаешь вспоминать дом, семью. А еще, как сказала Рада, остро хотелось нашей исконной еды, например, черного хлеба с селедкой.

«После путешествия, — говорит автостопщица, — какое-то время находишься под грузом впечатлений, а буквально через неделю опять тянет в дорогу».

Нынешней зимой Рада опять собирается в большой поход. Ей хочется получше присмотреться к тому же Таиланду, посетить Китай, Лаос, Вьетнам, Камбоджу, Индонезию, Малайзию…

Владимир ПИМОНОВ

Газета "Вперед"