Татьяна Шевчик: Сергиев Посад — безумно интересное поселение!

19 января 2011 5171

Татьяна Шевчик: Сергиев Посад — безумно интересное поселение!

В градостроительной жизни Сергиева Посада назревают большие перемены. Вскоре наш город, застройка которого в последние годы, по мнению многих, была недостаточно продуманной, обретет новый генплан. Это сложный и нужный документ, который определяет основные направления развития города — где будет жилая застройка, а где промышленная, какие новые дороги будут построены и где они пройдут, как будет организована транспортная схема, какие охранные зоны появятся в центральной части.

В прошлом году генплан Сергиева Посада прошел публичные слушания, в которых участвовало много неравнодушных жителей. Обсуждения, однако, зачастую скатывались в плоскость бесконечных частностей, в то время как некоторые более крупные общие вопросы оставались не совсем понятными.

Мы побеседовали на эту тему с Татьяной Ивановной ШевЧик, руководителем архитектурно-планировочного управления по Сергиево-Посадскому району. Возглавляемая ею организация выступала в качестве технического заказчика генплана города.

 

— Генеральный план городского поселения Сергиев Посад начал разрабатываться в 2008 году. У него были предшественники или город много лет жил вообще без генплана?

— В 70-е годы в Загорске был свой генплан. Но он со временем устарел. Работа над новой концепцией генплана Сергиева Посада началась в 1994 году. Она была согласована и с районными, и с областными властями, но до логического конца ее так и не довели, прежде всего из-за отсутствия финансирования. Последующие почти 15 лет мы равнялись на эту концепцию, а все документы на размещение зданий в центре города проходили согласование в областном правительстве.

— Насколько эта концепция помогла при создании нового генплана?

— Соответствие просматривается однозначно. Другое дело, она просто фиксировала состояние территории Сергиева Посада, а перспективы развития были обозначены минимально. В концепции находили отражение охранные зоны памятников истории и культуры, но они не были оформлены так, как положено по законодательству.

— Изменения в законе о местном самоуправлении, появление на карте городского поселения Сергиев Посад сильно повлияло на разработку генплана?

— Безусловно. Городское поселение Сергиев Посад кроме собственно города включает еще 26 населенных пунктов — поселков, сел и деревень. Концепция 1994 года и современный генплан — два совершенно разных документа.

— Есть ли сегодня юридически оформленная охранная зона памятников в центре города, будет ли она предусмотрена новым генпланом?

— В настоящий момент в Сергиево-Посадском районе документально утверждены только две охранные зоны памятников истории и культуры: древнего города Радонеж и музея-заповедника "Абрамцево". А вот для Лавры утвержденного проекта охранных зон до сих пор нет.

— Как же так случилось? Лавра — всемирно известный памятник, охраняется ЮНЕСКО...

— У ЮНЕСКО свои требования к архитектурным комплексам, которые берутся под охрану. Они не предполагают обязательного наличия охранных зон. С 2000 года проект охранных зон по заказу Лавры разрабатывался, но пока его согласовывали в Росохранкультуре, произошли изменения в законодательстве, изменилась форма подачи документов. В результате его так и не утвердили. В новом генплане даны предложения по проектам зон охраны не только Лавры, но и всех памятников истории и культуры федерального и регионального значения. И даже рекомендации по охранным зонам памятников местного значения, которые нуждаются в постановке на учет.

— Какие бывают охранные зоны? Что в них можно делать, а что нельзя?

— Если очень кратко, первая зона — зона строгого режима охраны памятника, в нашем случае Лавры. Строить что-либо новое в непосредственной близости от монастыря нельзя, разрешена только реставрация объектов культурного наследия. Дальше идет охранная зона, примыкающая к зоне памятника, — немного с более мягким режимом. За ней — зона регулируемой застройки, строить в ней можно, но только по специальному согласованию. Четвертая зона более широкая, она называется зоной охраняемого ландшафта, и в ней тоже есть свои ограничения. Границы охранных зон проводятся не "по циркулю", а индивидуально, в зависимости от конкретных условий и существующей застройки.

— С какими основными трудностями вы столкнулись при работе над генпланом?

— Это была очень непростая работа. Наше архитектурно-планировочное управление выступало в роли технического заказчика, мы находились как бы между городской администрацией и проектировщиком — НИПИ градостроительства Московской области. Очень много времени и сил заняли сбор исходных данных, их классификация, переписка с многочисленными муниципальными, областными и федеральными организациями. Сергиев Посад — безумно сложное и интересное поселение! Информации для подготовки полноценного генплана у нас не было, в таком объеме ее никто никогда не готовил. Мы рассылали огромное количество анкет по разным учреждениям и организациям, и далеко не везде получали достоверную информацию, например, о собственниках зданий и земельных участков, их границах и так далее. Непросто было с федеральными структурами — Роснедвижимостью, Росрегистрацией, железной дорогой, органами Лесного фонда... Но в конце концов мы справились с работой успешно.

— Часть Черниговского леса обозначена в генплане как зона мало-

этажной застройки, однако власти заявляют, что не допустят этого. Как возникло такое противоречие?

— Мы работаем только с официальными документами. В настоящий момент, по информации Регистрационной палаты, часть этой территории предназначена для малоэтажной жилой застройки. Проектировщик опирается на данные, которые отражают ныне существующее с юридической точки зрения положение дел. Если суд признает, что малоэтажная застройка там невозможна, есть определенная процедура внесения изменений в генплан. Все это решаемо, хотя и не очень просто.

— В свое время бывший мэр Николай Маслов изрядно напугал многих жителей проектами полного перекрытия проспекта Красной Армии от Ильинской улицы до Зеленого переулка с превращением его в пешеходную зону. Говорилось также о планах по строительству туннеля под проспектом для транспорта. Что-либо из этого нашло отражение в генплане?

— Движение на проспекте Красной Армии перекрываться не будет. Туннель в генплане не предусмотрен. Но система зеленых зон, скверов, парков есть. В центре города они перетекают одна в другую. Например, от Ильинки до Зеленого переулка, через 25-й квартал до сквера на улице Глинки... Ни одна дорога не будет закрыта, речь идет о параллельных улицах, не задействованных в транспортной схеме. Предложения по перекрытию проспекта были, но после проработки были сочтены нецелесообразными.

— Действительно ли наш генплан признан лучшим в Московской области?

— Я присутствовала на коллегии областного правительства, где этот документ был оценен достаточно высоко. Но конкурсов среди генеральных планов поселений не проводилось, поэтому утверждать, что наш генплан лучший, нельзя. Надо понимать, что городов, имеющих генеральные планы развития, на самом деле немного. Например, на территории нашего района только три поселения занимаются генпланами: Сергиев Посад, Богородское и Краснозаводск. Примерно так обстоит дело и в других районах.

— В бюджете 2011 года, как и ранее, на продолжение работ по генплану заложены средства. На что они пойдут?

— Согласование документа в правительстве не требует материальных затрат, но после этого есть еще процедуры, которые мы обязаны пройти по закону. Это разработка плана реализации генплана, правил землепользования и застройки территории города, местных нормативов градостроительного проектирования. На них и закладываются деньги.

— Генплан разрабатывается уже три года. Это нормальный срок?

— Совершенно нормальный. Для поселения такого уровня, как Сергиев Посад, потратить меньше времени было бы нереально. Как технический заказчик я говорю, что задержек практически не было.

Александр ГИРЛИН
Газета “Вперед”