Право на обращение

23 апреля 2012 3850

Порядок приема и сроки рассмотрения обращений от заявителей

Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления предоставлено гражданам Российской Федерации Конституцией.

Вместе с тем правоотношения, связанные с реализацией гражданами закрепленного за ними права на обращение, а также порядок рассмотрения обращений граждан должностными лицами установлены и регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее — Закон об обращениях).

Указанные нормы законодательства распространяются также и на случаи обращения в органы регистрации, кадастра и картографии. Напомним, что в нашем районе таким органом является Сергиево-Посадский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее — Управление).

Итак, что необходимо знать рядовому гражданину, желающему обратиться (направить обращение) в Управление? Отметим, обратиться не за государственной регистрацией прав на недвижимость или, например, за кадастровым учетом в порядке "одного окна", поскольку такие заявления подаются и рассматриваются в рамках Федеральных законов "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и "О государственном кадастре недвижимости".

Речь здесь идет именно об обращениях (письмах) граждан и юридических лиц, содержащих в себе просьбу, иную информацию, касающуюся полномочий регистрирующего органа и направляемых в порядке Закона об обращениях.

Обращением являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Также следует отметить, что регистрирующим органом (впрочем, как и любым другим) рассматриваются обращения только в рамках полномочий. Это сфера государственной регистрации прав на недвижимость, а именно: порядок приема документов, сроки и порядок осуществления регистрации прав, перечень документов, необходимых для государственной регистрации, порядок приема документов в режиме "одного окна", вопросы земельного контроля, определения стоимости земельных участков и т.п.

А, например, консультирование граждан по правовым вопросам не входит в полномочия Управления, в связи с чем граждане вправе обращаться с подобными обращениями в юридические консультации, центры и иные органы и организации нашего района.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно (статья 2 Закона об обращениях).

Требования к письменному обращению установлены статьей 7 Закона об обращениях. Так, гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование органа, в который направляет обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к обращению документы и материалы либо их копии.

Письменное обращение обязательно регистрируется в регистрирующем органе, как правило, непосредственно в день поступления, но не позднее трех дней с момента поступления.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию регистрирующего органа, в течение семи дней направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с обязательным уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы, может быть оставлено регистрирующим органом без ответа по существу поставленных в нем вопросов, а гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом.

Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем также сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Что касается сроков рассмотрения обращений, то, согласно статье 12 Закона об обращениях, письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Однако в исключительных случаях уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Таков общий порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц регистрирующим органом. Следует отметить, что ежемесячно в Сергиево-Посадский отдел Управления поступает большое количество всякого рода обращений (заявлений, писем и т.п.), содержащих в себе просьбы и информацию — как относящиеся к компетенции отдела, так и не входящие в полномочия регистрирующего органа. В связи с этим в целях улучшения и ускорения процесса рассмотрения обращений просим граждан учесть изложенную информацию.

Кроме того, для оптимизации рассмотрения обращений и снижения количества поступающих обращений специалистами Сергиево-Посадского отдела Управления проводится ежедневное консультирование граждан по вопросам государственной регистрации прав на недвижимость. Консультации специалистов Сергиево-Посадского отдела Управления могут быть получены любым заинтересованным лицом как по телефонам отдела, так и при личном обращении. Адрес отдела: г. Сергиев Посад, ул. Ак. Силина, 3, 4-й этаж (здание НИИПХ). Контактные телефоны: 540-90-27, 541-30-56. Консультирование заявителей проводится в рабочее время с понедельника по пятницу с 9 до 19 часов, в субботу — с 9 до 14 часов.

Газета "Вперед"