Еще раз о "дачной амнистии"

27 апреля 2011 4557

С 1 сентября 2006 года в России действует Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", т. н. "Закон о дачной амнистии", устанавливающий упрощенный порядок оформления в собственность земельных участков, домов и строений, находящихся во владении граждан.

Еще раз о «дачной амнистии»

Суть "дачной амнистии" заключается в возможности оформления (регистрации) прав граждан на земельные участки и на расположенные на них объекты недвижимости в тех случаях, когда в документах имеются недостатки, либо такие документы вовсе отсутствуют.

До принятия "Закона о дачной амнистии" многочисленные проблемы возникали в ситуациях, когда у большинства граждан, получивших земельные участки на предприятиях и в организациях для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, построивших своими руками и за счет собственных средств на таких земельных участках садовые и дачные домики, отсутствовали документы, подтверждающие их права на эти объекты недвижимого имущества, либо зачастую эти документы не содержали указания на вид права. Единственный путь, по которому граждане могли идти в таких случаях, — это судебное разрешение вопроса о праве.

Для решения этих и многих других проблем был принят "Закон о дачной амнистии". Этим законодательным актом упрощен порядок (те требования, которые до этого содержал в том числе Закон о регистрации прав), установив специальные нормы, позволяющие в упрощенном порядке гражданам оформлять свои права на отдельные (!), поименованные в законе объекты недвижимости. Сейчас "Закон о дачной амнистии" и соответствующие новации в Законе о регистрации прав позволяют зарегистрировать права гражданина на такие объекты недвижимости.

Таким образом, вопрос о том, на какие объекты распространяется "Закон о дачной амнистии", является здесь определяющим.

Во-первых, это, конечно, земельные участки, а именно те участки, которые были предоставлены гражданам до введения в действие Земельного кодекса РФ, т.е. до 30 октября 2001 года, именно для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, а также, если в акте, свидетельстве или другом документе, который устанавливает или удостоверяет право гражданина на данный участок, не указано право, на котором он был предоставлен, или вид этого права невозможно определить.

Последняя ситуация, когда право-устанавливающие документы на земельные участки (акты сельских администраций) не содержали указания, на каком праве предоставлялись земельные участки гражданам, довольно часто встречалась на практике, в частности и на территории Сергиево-Посадского района. Чем мог помочь гражданину, оказавшемуся в такой ситуации, регистрирующий орган? Согласно ранее действовавшему законодательству такой вопрос мог быть разрешен только в судебном порядке.

Сейчас с учетом положений "Закона о дачной амнистии" и изменений, внесенных в Закон о регистрации, гражданин, имея на руках документы о предоставлении земельного участка как на праве собственности, так и праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования, либо если в документе вовсе не указан вид права, на котором предоставлен такой земельный участок, обращается напрямую в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности (статья 25.2 Закона о регистрации).

Также упрощена процедура оформления прав на земельные участки в случае перехода в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение. В этих случаях на регистрацию предоставляются: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности гражданина на здание (строение) или сооружение, и один из документов, удостоверяющий право любого прежнего собственника здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

В этой связи на практике встречаются случаи, когда в собственности гражданина имеется жилой дом, перешедший часто в порядке наследования либо по договору дарения, купли-продажи и пр., права на земельный участок при этом не оформлены, но имеется какой-либо документ-основание владения прежним владельцем (наследодателем, дарителем, продавцом) земельным участком, например, договор о предоставлении земельного участка на праве пользования. В этом случае, предоставив в регистрирующий орган эти документы, гражданин вправе оформить (зарегистрировать) право собственности на земельный участок (минуя администрацию либо суд).

Вторая категория объектов — это создаваемые или созданные объекты недвижимости, для строительства, реконструкции которых не требуется выдачи разрешения на строительство.

Такие объекты указаны в другом нормативном правовом акте — Градостроительном кодексе РФ. Там четко указано, какие объекты капитального строительства и иные объекты не требуют выдачи разрешения на строительство.

На практике к таким объектам относятся, в частности, жилые строения, дачные, садовые домики и иные постройки на земельных участках, принадлежащих членам садоводческих, дачных и иных некоммерческих товариществ, а также гаражи, которые расположены на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако здесь следует отметить, что положения "Закона о дачной амнистии" не распространяются на гаражи, принадлежащие членам гаражных кооперативов, расположенные на земельном участке гаражного кооператива.

Третья группа объектов — это объекты индивидуального жилищного строительства, т. е. объекты незавершенного строительства или созданные объекты индивидуального жилищного строительства, расположенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или на земельных участках, расположенных в границе населенного пункта и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства. На практике это жилые дома, расположенные на земельных участках, предоставленных под ИЖС, либо дома, расположенные на земельных участках под ЛПХ, однако находящиеся при этом в границах населенных пунктов.

Какие документы необходимо представить для регистрации прав?

По общему правилу — это, конечно, заявление (в случае представителя по доверенности — также нотариально удостоверенная доверенность), а также документ об оплате государственной пошлины (размер которой за государственную регистрацию прав на объекты по "дачной амнистии" согласно статье 333.33 Налогового кодекса РФ составляет 200 рублей).

Кроме того, для государственной регистрации необходимо предоставить правоустанавливающий документ, а именно:

Основаниями для регистрации прав на земельные участки являются (статья 25.2 Закона о регистрации):

1) акт о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного са-

моуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

2) акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

3) выписка из похозяйственной книги, выдаваемая органом местного самоуправления, о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства) по форме, утвержденной приказом Росрегистрации от 29.08.2006 № 146;

4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Для регистрации прав на создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых не требуется выдача разрешения на строительство (садовые, дачные дома, жилые строения и иные постройки, расположенные на земельных участках в садоводческих и дачных товариществах), представляются (статья 25.3 Закона о регистрации):

1) документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; таким документом в настоящее время является самостоятельно заполняемая гражданином декларация о таком объекте недвижимого имущества, форма которой утверждена приказом Минэконом-развития от 13.12.2010 № 628;

2) правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества; представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом о регистрации прав порядке;

при этом законом установлено только одно ограничение: не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости; однако и здесь имеются исключения; так, право на объект недвижимости, расположенный на соответствующем земельном участке, может быть зарегистрировано и при отсутствии кадастрового учета данного земельного участка в случаях, если:

- право на земельный участок ранее зарегистрировано в порядке, установленном Законом о регистрации;

- представлено заключение правления садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ земельного участка (для участков, расположенных в СНТ, ДНТ и т.д.);

- представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ земельного участка (для участков, предоставленных под ЛПХ).

Для регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства, расположенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или на земельных участках, расположенных в границе населенного пункта и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства:

1) документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, которым в настоящее время является кадастровый паспорт объекта (после 01.03.2015г. обязательным документом для регистрации таких объектов будет являться также и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выдаваемое органом местного самоуправления);

2) правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества; представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом о регистрации прав порядке.

Оформление в упрощенном порядке прав на созданные, то есть законченные строительством, объекты индивидуального жилищного строительства в упрощенном порядке, то есть без представления разрешений на ввод таких объектов в эксплуатацию, может осуществляться до 1 марта 2015 года.

Что изменится после 1 марта 2015 года? Нельзя будет зарегистрировать право на земельные участки и недвижимость вообще или это будет сделать сложнее?

Закон о регистрации прав ни ранее, ни сейчас ограничительные сроки для оформления прав в упрощенном порядке на все указанные выше объекты недвижимости не вводил. Срок 1 марта 2015 года касается уже созданных объектов индивидуального жилищного строительства. Для регистрации прав на созданный объект индивидуального жилищного строительства согласно Закону о регистрации прав необходимо представить кадастровый паспорт и разрешение на ввод в эксплуатацию данного объекта, а до 1 марта 2015 года можно представлять только кадастровый паспорт. Вопрос: что изменится? Изменится то, что после 1 марта 2015 года надо будет представлять и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

В заключение хочется отметить, что несмотря на довольно продолжительное действие "Закона о дачной амнистии" в нашей стране, вопросы по применению его положений у граждан все же имеются. В этой связи регистрирующим органом на территории Сергиево-Посадского района — Сергиево-Посадским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области постоянно ведется разъяснительная работа: консультации предоставляются квалифицированными специалистами отдела — государственными регистраторами как посредством телефонной связи, так и при личном обращении заинтересованных граждан. При возникновении вопросов в сфере государственной регистрации ваших прав просим обращаться в Сергиево-Посадский отдел, расположенный по адресу: г. Сергиев Посад, ул. Академика Силина, 3 (мкр. Звездочка, здание проходной НИИПХ, городской поликлиники №3), 4-й этаж; телефоны отдела: 540-90-27, 541-30-56, 540-60-11 (автоответчик).

 

Газета "Вперед"