ОПЕРАЦИЯ "П"

24 сентября 2009 2140

Подписная кампания, стартовавшая три недели назад, похоже, не принесет большой радости ни одной из заинтересованных сторон — ни редакциям, ни читателям, ни самой почте.

Огромная, по-военному строгая государственная структура хоть и старается приспособиться к виражам рынка, но при этом неизбежно становится жертвой накапливавшейся годами инерции. Увы, законы физики вполне применимы и к деловым отношениям.

В ситуации, когда подписка приносит реальные, живые деньги, не воспользоваться такой возможностью было бы непростительно. Летом почта пустила "пробный шар" — открыла досрочную подписную кампанию на первое полугодие 2010 года, а с 1 сентября начала основную ее часть, которая продлится до 31 декабря. Итоги подписки подводить еще рано, но некоторые тенденции просматриваются уже сейчас.

ОПЕРАЦИЯ «П»

Ряды редеют, но "ЗОЖ" спасает тираж

Подписываться на газеты и журналы в Сергиевом Посаде на фоне кризиса стали ощутимо меньше: по оценкам начальника Сергиево-Посадского районного почтамта Ирины Биндасовой, сокращение составило примерно двадцать процентов. Главным балластом, который утянул вниз показатели, оказалась подписка организаций. Если в относительно благополучные времена государственные и частные конторы могли позволить себе сформировать неплохой "букет" печатных изданий, заказывая десятки газет и журналов, то с недавних пор эту политику сильно пересмотрели — вплоть до полного отказа от подписки в некоторых особо осторожных организациях.

С другой стороны, многие издания в этом году просто перестали существовать. Особенно явно эта участь постигла журналы (что, в принципе, можно проследить и на примере нашего района, оставшегося без популярного "Кстати" и делового журнала "для своих" под названием "Инсайд").

На практике это выглядит в виде довольно внушительных размеров информационных листов по изменению или аннулированию подписок. Эти листы по мере изменения расположения игроков издательского рынка поступают на почту. Документы информируют, насколько изменится почтовое "меню" в ближайшее время: какие издания стоит ждать подписчикам, какие — нет. И как это часто бывает, весь гнев народа в таких случаях падает на конечное звено одной длинной цепочки, то есть на местные отделения почтовой связи.

В такой ситуации союзником почты оказались сами редакции, кровно заинтересованные в продвижении своего продукта. Ставки высоки: например, один из популярных таблоидов организует среди новых подписчиков лотерею, утверждая, что одному из счастливчиков суждено получить аж квартиру в Москве.

"Прогнозировать ход подписки достаточно трудно", — говорит руководитель отдела подписки Сергиево-Посадского районного почтамта Екатерина Шигина. По ее словам, некоторые факторы, влияющие на ход кампании, учесть заранее просто невозможно. Но не надо быть пророком, чтобы определить круг самых популярных изданий. Здесь традиционно лидирует "Московский комсомолец", на втором месте оказались "Ежедневные новости. Подмосковье" — прогубернаторское региональное издание общественно-политического толка.

Внезапная слава свалилась на всевозможные издания о здоровье, даче и красоте в домашних условиях. Врачебно-огородная пресса зарекомендовала себя как самая "кризисоустойчивая", она если не процветает, то хотя бы изрядно пополняет сумку почтальона. Названия вроде "ЗОЖ", "Моя прекрасная дача" или "Народный доктор" — абсолютный хит у подписчиков нынешней кампании по всей стране.

Впрочем, среди клиентов почты встречаются люди, желающие не только лечиться или готовить. Их интерес к печатному слову граничит с самопожертвованием — например, есть сергиевопосадцы, выписывающие газеты на сумму, превышающую их пенсию.

Наиболее активные подписчики — пожилые люди. Поколению 40-20-летних доступен Интернет, где мысли выражаются не только более свободно, но и более оперативно. Однако, как это ни странно, главный соперник традиционных бумажных СМИ внезапно стал их союзником: в этом году "Почта России" организовала эксперимент, начав принимать заявки на подписку через электронные медиа. Наш регион в число экспериментальных не вошел, однако для пенсионеров действует услуга "Подписка на дому". Суть ее проста — чтобы оформить подписку на любимое издание, человеку в возрасте не нужно идти на почту. Достаточно лишь попросить об этом почтальона.

Цена знаний растет, почта сохраняет самообладание

Из всех статей пополнения бюджета почты доставка прессы — едва ли не самая эффективная. Ни продажа бытовых товаров и марок, ни услуги связи не приносят в казну этого ведомства столько денег, сколько приносит подписка. Центральное руководство "Почты России" стремится подтянуть и другие направления, например, создав недавно мощный отдел продаж, но о заметном перераспределении источников дохода все же говорить пока трудно.

Как же складывается подписная цена на издание? Берем, к примеру, тот же "МК". Подписка на полугодие в Сергиевом Посаде стоит 513 рублей. "Почтовую" часть в этой сумме составляют прием, обработка и доставка непосредственно бумажного экземпляра: к каталожной цене, устанавливаемой издательством, управление почтовой связи добавляет некую сумму, и в итоге получаются те самые подписные 513 рублей. Сумма, что взимается за услуги распространения, отнюдь не фиксированная — в редких случаях она может достигать фантастических 1500 процентов, но чаще все же измеряется десятками процентов.

Накануне начала подписной кампании "Почта России" сделала сказочный подарок читателям по всей стране — объявила, что расценки на доставку газет и журналов и в нынешнем году будут заморожены. Поначалу в это даже не верилось: тарифы на первое полугодие 2010 года приравняли к тарифам второго полугодия 2008 года.

Ведомство признало — даже эти тарифы все равно не соответствуют реальным затратам на распространение, и образовавшуюся нехватку средств будет компенсировать государство. Эта помощь исчисляется миллиардами рублей. При этом два предыдущих "сезона" все же вселяют осторожный оптимизм — на фоне остановки предприятий, скачка безработицы и прочих неприятностей падение объемов периодики на среднероссийские два с небольшим процента в 2009 году больше похоже на насморк, чем на воспаление легких.

Как это ни парадоксально, но подписка в нашей стране до сих пор сильно недооценена. Специалисты приводят удивительные цифры: подписные тиражи в России составляют лишь 30 процентов от всего тиража издания, в то время как в Японии через розницу распространяют лишь пять процентов, а остальное — по подписке. В Штатах 80 процентов изданий также уходят через подписку.

Для популярных общественно-политических и глянцевых изданий почтовые каналы распространения не так важны — они больше зарабатывают на рекламе, а вот специализированная и местная пресса к подписке особо чувствительны. Успешнее всего 2009 год перенесли в Красноярском крае: при "средней температуре по стране", выразившейся в двухпроцентном падении, местное отделение УФПС добилось прироста подписных тиражей на 15 процентов. В это же самое время в Калининградской области падение подписки приблизилось к угрожающим 30 процентам.

Почта передислоцируется на новые позиции

Карта Сергиево-Посадского района неоднородна: чем дальше на север от обжитых южных территорий, тем реже встречаются населенные пункты и тем просторнее становятся лесные массивы.

"Почтальоны могут добраться в любой уголок района", — говорит Екатерина Шигина. В некоторых краях нет почтовых отделений, но они все равно обслуживаются людьми с толстой сумкой на ремне.

Несмотря на трудности с подпиской, эта сумка по-прежнему остается тяжелой. В значительной мере из-за хлынувшего в последнее время вала служебной и рекламной корреспонденции. Пенсионные и судебные извещения, приглашения и рекламные каталоги, ставшие популярными за последние несколько лет, создают заметную нагрузку на отделения.

Из положенного комплекта почтальоны носят чаще всего обувь — и то из прагматических соображений, поскольку с их режимом работы именно обувь выходит из строя быстрее всего.

Кто-то из них добирается до адресата пешком, кто-то на автобусе. Иногда такие поездки становятся длиннее, как, например, в Хотькове, где из трех отделений связи перестали действовать два. Последним закрытым на сегодняшний день стало отделение в Закубежье.

"Все отделения в сельской местности у нас убыточны", — говорит начальник Сергиево-Посадского почтамта Ирина Биндасова. Она рассказала, что лишь восемь процентов отделений в районе приносят прибыль. Зарплата почтальона "грязными" составляет шесть тысяч рублей. После того как у посадской почты несправедливо — по мнению начальника — отобрали приносящую прибыль доставку пенсий, ситуация только ухудшилась.

В последнее время под угрозой закрытия оказалось и само центральное отделение на Пионерской улице. Там же располагается заодно и вся административная часть районной почты. Собственник здания через суд определил условия, по которым пребывание в этих стенах другой организации оказалось невозможным. После успешных переговоров городские власти отдали сергиевопосадскому отделению УФПС в аренду новое помещение: теперь почтамт будет располагаться на первом, четвертом и пятом этажах Дома быта на вокзале. На окончательное обустройство еще уйдет около месяца. Посетителям обещают, что подниматься наверх им не придется — вся работа с клиентами будет проходить внизу, в помещении бывшей химчистки.

"У нас сложилась группа читателей, которые приходят только ради газеты "Советский спорт" и ничего другого читать не хотят. По их заявкам мы дополнительно выписали журнал "Футбол". Часто спрашивают "Российскую газету", потому что там оперативно публикуют все новые законы. Ей часто интересуются пенсионеры, а также те, кто участвует в судах — таких людей стало особенно много в последнее время. Читают "Новую", "Независимую", "Труд", "Советскую Россию", "Комсомолку" и, конечно, местную прессу. Ни от одной газеты мы не отказались, но и на новые подписаться не смогли", — Татьяна Емченко, заведующая отделом библиотеки Горловского.

Путь газеты: как она появляется на свет и приходит в наши дома

Поздний вечер. Типография выдает свежие, еще чуть-чуть пачкающиеся экземпляры изданий.

Глубокая ночь. Запечатанные пачки с газетами попадают в сортировочный центр в столице и готовятся к отправке по основным направлениям в область.

Ближе к утру. Машина, груженная мешками или же современными голубыми пластиковыми контейнерами со свежей прессой, выезжает в Сергиев Посад.

Пять утра. Машина прибывает в местный сортировочный центр в самом начале улицы Академика Силина на Звездочке. Сотрудники уже на месте и готовы распределить прессу по отделениям в районе.

Восемь утра. Ближайшие почтовые отделения получают свою часть тиража. В отдаленные участки газеты приезжают чуть позже.

Утро-день. Работники отделений вручную подписывают каждый экземпляр, и вскоре он оказывается в почтовых ящиках.

Владимир КРЮЧЕВ

Газета "Вперед"