ПОРОТЬ ИЛИ НЕ ПОРОТЬ?

28 сентября 2009 3291

Споры между родителями и специалистами в области воспитания детей о том, следует ли использовать порку в качестве метода педагогического воздействия, не утихают до сих пор. Большинство родителей сходятся во мнении: "Избивать ребенка, конечно, нельзя, но треснуть слегка можно, а иногда и нужно".

В начале года в одном из образовательных учреждений Сергиева Посада случился инцидент, который хотя и не получил широкой огласки, тем не менее имел последствия для его участников. Делая одному из учеников прививку, медсестра заметила: ребенка крепко побили. Мальчик признался: отец выпорол кабелем. Следы от побоев зафиксировали, даже сделали фотографии, сообщили куда следует.

Делом, насколько нам известно, занималась прокуратура. После выяснения всех обстоятельств отец, можно сказать, отделался легким испугом. Ребенок со сложным поведением, а папа, как оказалось, очень хотел, чтобы сын оправдал его ожидания. Вот и воспитывал, как умел. То есть нормальная семья, и определяющим фактором в подобных случаях, как говорит практика, оказываются отношения родителей. Если они договорились, как в данном случае, и нет серьезных увечий, дело спускается на тормозах. До суда доходят те, где родители в разводе или близки к нему: тогда мама не даст замять скандал.

Пострадала в данном случае учительница мальчика. Коллеги ее осудили за то, что, зная о крутом нраве папы и его методах воспитания, она, как это принято в подобных случаях в наших школах, пожаловалась на провинившегося ученика родителям. Мы все учились в школе и прекрасно знаем, что так было всегда. Но здесь, видимо, со стороны учительницы был перебор. В результате она уволилась.

ПОРОТЬ ИЛИ НЕ ПОРОТЬ

Еще один случай, более давний. В одном из районных детских садов воспитатель, женщина с опытом, на что-то рассердилась на двухлетнюю девочку — кажется, та не сразу отреагировала на команду возвращаться с прогулки. В общий строй она вернула ребенка, схватив пальцами за пухлую щечку. Видимо, была уверенность в безнаказанности — ведь ребенок едва начинал говорить и не мог пожаловаться. Но вечером мама увидела на щеке дочки пять красных пятен: четыре повыше и одно пониже. Когда она догадалась, от чего могут быть такие следы, ей стало плохо. Наутро она написала заявление о переводе ребенка в другой сад. А на другой день воспитательница пришла к ней просить прощения, иначе ей грозило увольнение.

Подобные случаи, к сожалению, не редкость. Детей у нас принято наказывать физически. Просто потому, что взрослый сильнее. Потому что ему не могут дать сдачи. Но мы взяли крайние случаи — когда ребенку по сути наносится пусть и не сильное, но увечье. Здесь все ясно. А вот в вопросе о простой домашней порке, к которой испокон веку прибегали в любом обществе, все не так однозначно.

Мало родителей, кто воспитывает свое чадо без помощи хорошего шлепка или подзатыльника. Более того, целый ряд психологов утверждает, что умеренная порка является эффективным способом достижения дисциплины, особенно в возрасте от 2 до 6 лет. Правда, наказывать ребенка, говорят они, надо с любовью. И после наказания обязательно эту любовь продемонстрировать — словами или действиями.

Итак, согласья в столь, казалось бы, простом вопросе ни среди родителей, ни среди педагогов и психиатров нет. Одни утверждают, что бить непедагогично и метод этот ощутимых результатов не приносит. Сторонники физического воздействия указывают, что эта методика работает: мол, ребенок сначала расстроится, подуется немного, но потом приходит в норму, а в результате четко уяснит, где находится черта, которую нельзя переступать. Речь, конечно, не идет о жестоком обращении с детьми, а о шлепке по попе — это явление достаточно распространенное.

Причина этого понятна. Если большинство нынешних родителей воспитывались ремнем, то и они в "чрезвычайных" ситуациях прибегают к этому эффективному способу. Может, малый ребенок и правда не способен усваивать многие вещи со слов?

Вот что пишет столичный психотерапевт С. Минская: "При физическом наказании детей преследуется та же цель, что и при любом другом: выработка рефлекса через болезненные ощущения... Во-первых, наказание поркой, ремнем как традиционный метод... Во-вторых, нажатие на болевые точки. Родитель большим и указательным пальцем руки щиплет трапециевидную мышцу, которая расположена между шеей и плечевым суставом, в месте ближе к плечевому суставу, при этом ни в коем случае не затрагивая сам сустав, а только мышечный массив". Правда, после таких советов детских специалистов вспоминаются старые фильмы о надзирательницах в фашистских концлагерях.

За физическое наказание ребенка родителей у нас практически не преследуют. В прошлом году в районе судом было принято 136 решений по лишению родительских прав. Но это касается неблагополучных семей, где один или оба родителя пьют и при этом не выполняют родительских обязанностей. А жестокое обращение с детьми попадает в уголовное судопроизводство. По информации из управления опеки и попечительства, в год до судов доходит до 10-15 дел за оставление детей без надзора — это тоже попадает под статью о жестоком обращении с детьми. Родители пьют по нескольку дней, забывая детей не только дома, но и, например, на балконах. Но наше законодательство в отношении таких родителей до того гуманное, что они в основном отделываются штрафами по 2-2,5 тысячи рублей. В Краснозаводске грудной ребенок, забытый на балконе, умер, а виновник отделался полугодом поселения, даже не тюремного заключения.

Но вернемся к порке. Оказывается, кое-где и за это можно получить срок. Но что из этого получается? Недавно в прессе прошла информация: в Пермской области за порку ремнем отец одиннадцатилетнего Виталика М. получил 3 года и 3 месяца условно. Отец "воспитывал" сына то шлангом от стиральной машины, то шнуром от кипятильника, то веником. После суда непедагогичные наказания прекратились, и теперь учителя сетуют: "Десять двоек за четверть! Раньше хоть боялся, но учился. А сейчас совсем неуправляемый стал. Может встать на уроке и бегать, драки в классе устраивает..."

Но за примерами так далеко ходить не надо. Лет десять назад среди наших малолетних сорванцов было популярно развлечение: полоснуть по руке идущей девочки зажатым в руке лезвием. Может, им не объясняли, что этого делать нельзя? И не они ли сегодня бьют на улице женщину по голове и вырывают сумочку и мобильник? Почему-то кажется, что им помогла бы старая добрая взбучка ремнем.

А может, и не помогла бы.

Сегодня считается, что порка не оказывает того воспитательного эффекта, на который она рассчитана. Во-первых, у ребенка, испытывающего боль и унижение, возникает желание сделать назло, только исподтишка. Свой гнев и агрессию в ответ на физическое насилие он реализует, избивая более слабых детей или мучая животных. Во-вторых, у ребенка развиваются симптомы, обусловленные стрессом ожидания наказания: тревога, головная боль, психосоматические расстройства, повышенная возбудимость, страх перед ожидаемой болью.

Но многие родители сегодня не знают, как справиться со своими детьми. Старые традиции воспитания утеряны, а новые подходы пока общепризнанны теоретически, но далеко не всегда им следуют на практике. В последние 20 лет отношение к детям стало более уважительным. А тем временем на приеме у психологов все чаще оказываются "дети-короли" вместе со своими безоружными мамами и папами.

Комментарий

Н. Евсикова, детский психолог:

"Желание выйти за установленные границы заложено в природе ребенка. Непослушание дает ему возможность исследовать окружающий мир и свои отношения с родителями. Доводя взрослых до предела, он словно проверяет нашу силу: ведь если родители не умеют постоять за себя, то ребенок не может быть уверен, что они защитят его в случае опасности. Ребенок не может гармонично развиваться, если не знает различий между дозволенным и недозволенным".

Ю. Шевченко, детский психиатр:

"Сегодня многие родители больше не умеют наказывать своих детей. Само слово "наказание" кажется почти неприличным: в нем слышатся отголоски авторитаризма, оно отбрасывает нас на десятилетия назад, когда детей воспитывали с помощью подзатыльников и порки ремнем. На смену принципам подчинения и долга пришли любовь и понимание того, что ребенок — это личность, заслуживающая нашего внимания и уважения".

Э. Ле Шан, американский психолог:

"Нормы поведения, конечно, важны, но в них должна быть заложена поправка на человеческое несовершенство. Каждой семье необходимо время от времени менять свои правила. Детям порой можно ложиться спать чуть позже обычного; они могут посидеть на "сухомятке", когда идут на футбольный матч или на аттракционы. Не изменять себе не свойственно человеку — это свойство роботов... Наряду с гибкостью родителям надо обладать мужеством, чтобы признаться себе в том, что дети могут допустить ошибку или поступить необдуманно. Просто потому, что они люди".

СПРАВКА

По оценкам ЮНИСЕФ, более 1 млн детей в России ежегодно подвергаются жестокому обращению и насилию. В прошлом году в отношении 126 тысяч несовершеннолетних совершены преступления различной тяжести, в результате которых погибло 1914 детей, тяжкий вред здоровью причинен 2330 несовершеннолетним.

По оценке специалистов, в 75% российских семей существует насилие в отношении детей. Порядка 2 млн малолетних избиваются родителями. Более 50 тысяч бегут из дома, спасаясь от пап и мам.

Парламент Испании принял законопроект, запрещающий родителям пороть детей. До сих пор родителям разрешалось "разумно и умеренно корректировать поведение" своих отпрысков.

Пороть детей дома и в школе законодательно запрещено в 16 европейских странах. В Великобритании правительство отменило запрет на телесные наказания дома при условии, что на теле ребенка не остается свидетельств физического воздействия родителей — синяков, ссадин или опухолей.

Галина СЕРОВА

Газета "Вперед"