ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ - ПУТЬ К ПСИХИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ

12 октября 2009 3302

10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. Он был учрежден ООН, в России отмечается с 1992 года. В этот день представители психиатрии проводят встречи, читают лекции, цель которых — просвещение общества, в том числе формирование доброго отношения к душевнобольным людям. Это называется дестигматизацией — от слова стигматы, то есть клеймо. Доктор медицинских наук, заместитель главного врача Московской областной психиатрической больницы Виктор Остроглазов считает: каждый человек хоть раз в жизни переносит психическое расстройство.

ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ - ПУТЬ К ПСИХИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ

— Виктор Гаврилович, от чего зависит наше душевное спокойствие?

— Это вопрос не столько психиатрии, а нашей обыденной жизни, которая зависит от положения дел в отечестве. Оглянитесь, как Радищев, окрест себя. Если террор, взрывы, спаивание народа, содомские насилия над детьми будут терзать народ, в обществе не ждите спокойствия. И рецидив телевизионной кашпировщины не поможет. Поскольку мы страна зависимая, все у нас от чего-то зависит: сырьевая экономика — от мировых цен на нефть, 6-8 млн населения — от наркотиков, а от алкоголя, пива и табака еще больше, все остальные — от телевизора, Интернета или мирового кризиса. Так что и правительство зависимо от кризиса. Но есть то, что от правительства зависит, например, СМИ, напоминающие порой виртуальный ад, который прорвался на нашу сторону с телеэкрана. Но давайте поговорим о психическом здоровье...

— Подождите, но СМИ не должны успокаивать народ, они должны показывать то, что действительно происходит.

— Я не об этом. Посмотрите на сегодняшнее телевидение — сплошное насилие, убийства, порнографию называют любовью. Правильно говорит диакон Андрей Кураев, что юный телезритель ощущает себя покойником в отпуске. А я как психиатр должен сказать, что это не может способствовать психическому здоровью общества.

— Оказал ли заметное влияние на психику общества нынешний экономический кризис?

— Такой медицинской статистики еще нет, хотя наши академики-психиатры предлагают устроить психиатрические антикризисные кабинеты в районных поликлиниках, чтобы давать антидепрессанты тем, кто без денег или работы будет унывать. Я полагаю, что меры, принятые во время Великой депрессии Рузвельтом, были разумнее и, самое главное, эффективнее. Мое мнение, не только в кризисе дело, кризис наложился на революционные потрясения основ. Народ еще не вышел из состояния апатии, растерянности, которые возникли после капиталистической революции 90-х. Даже на улице было заметно: народ подавлен. Происходящее вокруг было настолько абсурдным, что психически здоровым людям казалось, будто они сходят с ума. Сейчас уже полегче, попривыкли. Строим капитализм с человеческим лицом. Но все равно многие потеряли смысл жизни. Оттого мы стали мировым лидером по интенсивности самоубийств, особенно детей и подростков. А ведь и сейчас у человека должны быть перспективы, уверенность, что будет работа, а если тяжело заболеет, то спасут, как раньше. Например, если ему будет нужно аорто-коронарное шунтирование сердца, оно будет сделано, и так далее.

ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ - ПУТЬ К ПСИХИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ

— Что конкретно свидетельствует о нынешнем нездоровом состоянии общества?

— Здоровье народа, и физическое и психическое, смертность, превышающая рождаемость, сверхвысокая интенсивность самоубийств, наркотизация юного поколения, спаивание народа. Так что психическое здоровье сейчас слишком плохое. К примеру, количество инвалидов в психиатрии увеличилось. Что касается молодежи, военкомы жалуются: в армию набирать здоровых все труднее, молодые люди приходят больными, в том числе и с психосоматическими заболеваниями. В стране шесть миллионов наркоманов, и это болезнь молодых. Самоубийства: в 93-94 годах вспышка такая была, что в два раза превышала допустимые цифры, принятые ВОЗ. Сейчас они меньше, но все равно зашкаливают. По детским самоубийствам РФ среди мировых лидеров. Что видно по нашей больнице? Если раньше большинство пациентов были с шизофренией, депрессией, неврозами, то теперь почти половина поступлений связана с наркоманией и алкоголизмом.

— Общество спаивается?

— Не только, его спаивают. Вот у меня в руках рекламный проспект винокуренного завода "Топаз". Издан в 2001 году — и диск вложен, и гимн завода напечатан, где и "Боже, сохрани", и "сила народа". Страна находится в сложном периоде времени, лучшие умы пытаются отыскать русскую идею — и никак. А "Топаз" такую идею уже нашел. Как в античном афоризме: истина — в вине. Вы только послушайте, что они нашли и предлагают: "... создание модели бизнеса и человеческих отношений, которые помогут увидеть смысл жизни, и определенные пути ее достижения...". На прошлой неделе на Ученом Совете НИИ психиатрии попросили самого авторитетного ученого психиатра-нарколога профессора Г. рассказать об антиалкогольной политике в стране, на что он ответил, что нет антиалкогольной, а есть алкогольная политика. А между тем пораженность населения такова, что ученые говорят об угрозе вырождения. Нужна винная монополия государства как первый шаг.

— Говорят, в обществе много психически больных. А как отличить человека не совсем здорового от того, кто, например, остро реагирует на несправедливость? Это нормально — слишком сильная реакция?

— Во втором случае речь идет не о психозе, а о чисто человеческой реакции. А болезненный характер может определить психиатр, если такой человек к нему обратится.

Согласно закону "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", обследовать, ставить диагнозы и лечить человека принудительно нельзя, только если он сам обратится. Если нет помешательства, обществу никакого дела до этого не должно быть. Обратится человек к врачу — будем лечить, не обратится — его право. Лечение душевнобольного человека без его согласия возможно, только если он представляет реальную опасность для себя или общества, или если больной погибнет без психиатрической помощи. Например, когда больные диабетом перестают принимать инсулин. Вот этот закон о психиатрии и права личности мы и разъясняем в День психического здоровья.

— Говорит ли о росте психопатии общества увеличение числа различных митингующих, сутяжников, фанатиков — религиозных или иных?

— Один из великих психиатров по поводу психопатов заметил, что в мирное время они являются нашими пациентами, в смутное революционное время становятся нашими правителями. Но сейчас, мне кажется, не видно нарастания митинговой активности, стало быть, нет и революционной ситуации. В обществе существует массовое сознание. Общество то пассивно, то митингует. Но не стоит явления обыденные, политические сводить к психиатрии. Другое дело — заводилы, как пел поэт, "настоящих буйных мало, вот и нету вожаков". Не зря же Госдума в свое время поднимала вопрос об освидетельствовании руководящих лиц государства, имея в виду первого президента России, но поддержки это предложение не нашло, наше российское общество психиатров посчитало, что данное лицо не представляет "социальной опасности". И он куролесил, как хотел. И никакой стигматизации....

— Говорят, больше всего близких к шизофрении среди математиков. Это правда?

— Верно говорят, чтобы сойти с ума, надо его иметь. Группы риска по профессиям есть. Это — духовные, творческие профессии, математики, историки, философы, психологи, психиатры, так называемые экстремалы. Ведь почему идут в философию? За смыслом жизни, который потеряли, а это крайность. А когда психиатры пришли к математикам, академик сказал: "Вы мне всех гениев разгоните". И правильно сказал.

— Почему?

— Вершинное развитие каких-то творческих способностей предполагает акцент на них, то есть в какой-то мере имеет место пограничное состояние. Или другой пример: разве всякому человеку свойственно посвящать всю жизнь только музыке? Поэтому великий композитор страдает чаще, чем обычные люди. Но знаете, каждый человек хоть раз в жизни переносит психическое расстройство, не обязательно помешательство. Поэтому не надо бояться психически больных. Это трудная мысль, но болезни человека — это не поломка машины, они должны быть. Сейчас лезут в генетику, поправить гены хотят. Это же страшно, что может случиться! Ведь человек так устроен, что он болеет, умирает, а медицина стремится, чтобы он не страдал и не умирал, но тогда он станет бессмертным, через органы-запчасти или путем клонирования...

— Я думаю, наши читатели хотели бы услышать, что делать, когда постоянно испытываешь состояние тревоги, нервозности? Как от него избавиться?

— Проанализировать. Если его тревога — нормальная реакция на опасности, существующие в обществе, зачем с ней бороться? Это же его защита. Но если он ощущает эту тревогу как мучительную душевную боль, то ему лучше обратиться к психиатру, только не к психологу. А жизненная мудрость говорит так: мой дом — моя крепость. Крепкая семья, основанная на вере, надежде и любви, православная вера, что "Бог не в силе, а в правде", работа и служение не как рабство, а как призвание, личностная и гражданская зрелость, самосознание себя не только как потребителя благ и услуг, но как духовной личности, ответственной перед собой, перед семьей, перед историческим отечеством, готовность душу положить за близких, "за други своя" — вот что представляет надежную защиту от суеты и стрессов обыденной жизни. Жизнь такого человека — служение, он не унывает, не ноет, не жалуется на судьбу. Не заливает горе водкой, пивом, не одурманивается табаком и наркотиками и от мирового кризиса не побежит к психиатру, а будет бороться за выживание семьи, отечества. Каждую субботу слушайте "Слово пастыря" патриарха Кирилла. Там тысячелетняя мудрость христианской науки о человеке.

Галина СЕРОВА

Газета "Вперед"