О, ШКОЛА, КОЛЫБЕЛЬ МОЯ! ЛЮБИЛ ЛИ КТО ТЕБЯ, КАК Я!

19 октября 2009 2384

Трудно не согласиться с утверждением, что школьные годы — самая чудесная пора. Все, что от нас требовали родители и учителя, — это учиться. Сегодня же я сама учительница в сельской школе, а в недавнем прошлом студентка педагогического вуза.

Вспоминаю свои школьные годы с превеликим удовольствием и глубоким уважением к учителям. Это были самые беззаботные и веселые годы. Помнится, у меня где-то даже завалялась пожелтевшая тетрадка, куда я записывала смешные случаи из нашей школьной жизни. И самыми близкими моими друзьями на сегодняшний день являются мои одноклассники (хотя, уверена, нечасто теперь такое встретишь).

Я так трепетно отношусь к школе, что после пары попыток поступить на журфак все же пришла к выводу — пойду на педагога. В конце концов, если не можешь прожить ни дня без строчки и умеешь грамотно писать, то почему бы не получить еще и другую специальность. Авось пригодится! Хотя лукавлю. Просто очень люблю детей! Еще в детстве постоянно играла с младшей сестренкой в школу. Так любила учить, объяснять, проверять тетрадки...

И вот я студентка пединститута. Практика в городских школах. Чувство ответственности, волнения и, главное, радости. Как же интересно с детьми! По окончании учебы я поняла, что не ошиблась, и решила — во что бы то ни стало иду работать в школу. Несмотря на всяческие минусы этой работы, несмотря на уговоры знакомых, — мол, делать тебе там нечего, училка — это непрестижно и неблагодарно...

Место учителя в сельской школе само нашло меня. Одна знакомая в очередной беседе в Интернете сетовала на жизнь. Проработав в школе год, она решила — ну уж нет, с нее хватит: "Дети неблагодарные, ленивые, до слез доводят. Учиться не хотят!"

Эстафету взяла я. Меня почему-то ничуть не пугали ни низкая зарплата педагога, ни "глупые" дети, ни дни и ночи за учебниками и тетрадями...

И вот я учитель. Учитель сельской школы. С одной стороны, школа городская и школа сельская отличаются друг от друга... Количество детей в классах (шестьдесят человек — вот и вся наша школа), численность педагогического коллектива (в городских школах он куда больше), уровень успеваемости сельских детей (увы, не столь высокий)... Но с другой — дети есть дети, с теми же проблемами и радостями.

Подготовки от сельского учителя требуется не меньше. Если не больше. Мне сначала казалось — ох, как прекрасно, маленькие классы. Но обучение получается практически индивидуальным. И детям тоже в свою очередь сложновато: в классе, где учится пять (!) человек, уже не отсидишься за "широкой спиной" одноклассника.

Но обо всем по порядку.

О, ШКОЛА, КОЛЫБЕЛЬ МОЯ! ЛЮБИЛ ЛИ КТО ТЕБЯ, КАК Я!

Глава первая, практичная

Что ни говори, все мы прежде всего думаем о стабильности, личном счастье и благополучии. Идя в школу, откровенно говоря, я тоже не забывала и о некоторых положительных моментах. Во-первых, продолжительность рабочего дня. Отработал до обеда и свободен (хотя, признаться, я почему-то не подумала о массе времени, которое уходит на подготовку к урокам).

Не секрет, что многие сегодня подрабатывают частными уроками. Оно и понятно. Зарплата учителя, увы, оставляет желать лучшего. Практически на голом энтузиазме — это про нас, а наступивший год вообще "порадовал" всех педагогов без исключения. Непонятно, по каким же причинам наше правительство так "любит" нас, учителей, почему сегодня на образовательную сферу из бюджета выделяется такая сумма?

У многих же есть призвание быть учителем, нести добро и знания людям, но, к сожалению, оплата труда педагога становится причиной отказаться от этого решения и искать себя в других сферах.

Итак, возвращаюсь к плюсам. К счастью, в сельских школах пока не отменили льготу на оплату коммунальных услуг, что на сегодняшний день тоже немаловажно — это во-вторых.

В-третьих, в условиях кризиса главное для человека — это стабильность. Поэтому трудиться в бюджетных организациях — лучшее решение. В-четвертых, отпуск. Ну, кто не мечтает о летнем отпуске, который длится почти два месяца!

Глава вторая, эмоциональная

Как день начнется, так его и проведешь... А начинается он у меня всегда с улыбок и приветствий детей. Это наилучший заряд энергии, которого хватает (это звучит как реклама) надолго!

Для учителя и для ученика школа — второй дом, это не преувеличение. Их проблемы становятся твоими. Я взяла себе за правило — относись к любому ребенку как к личности, а не как к объекту обучения. Дети это видят и чувствуют.

У каждого учителя, как у любого человека, есть субъективное отношение к ученикам. Как-то раз я поймала себя на мысли, что у меня нет любимчиков! Это звучит странно, но это так. Ко всем я отношусь одинаково.

Когда я только пришла в школу, "знающие" мне люди посоветовали: "Главное, сразу показать им (детям), кто ТЫ, а кто ОНИ".

Глава третья, противоречивая

Но с моими мальчишками и девчонками у меня отношения сложились товарищеские. Может быть, это и не совсем правильно.

Порой они, зная о том, что Елена Петровна разрешит им принести несделанное домашнее задание завтра, не делают его вообще. К тому же не все родители контролируют своих детей. Многие из них заняты, как большинство, зарабатыванием денег, и на детей времени остается мало, если вообще остается.

А это сказывается и на поведении, и на учебе. От детей не чувствуешь отдачи. Всеми способами я пытаюсь привить им любовь и интерес к учебе, по крайней мере, к своему предмету. Как только я пришла в эту школу, то на первом же уроке узнала у детей даты их рождения. Этот вопрос их удивил. Моей задумкой (которую я успешно, как мне кажется, воплощаю в жизнь) было следующее. Если в день занятий выпадает день рождения ученика, то наш урок проходит в праздничной форме. И надо сказать, детей это очень воодушевило. Кстати, сельские дети проще городских, у них нет невероятных запросов и претензий.

Хочу сказать, что это дорогого стоит, если дети не идут на твой урок, а торопятся. Когда у них возникает желание даже после уроков поговорить с учителем.

Многие мои сверстники спрашивают: "Слушай, Лен, а современные дети как ведут себя на уроках, на переменах? Они отличаются от нас? Или они такие же, какими были мы?"

Да, безусловно, дети стали другими. Если раньше мы писали шпаргалки на коленках и на партах, то сегодня это в основном мобильники, которые они украдкой пытаются достать из-под парты и "спросить" какого-нибудь друга по "аське". Но все же традиционные записи карандашом на партах остаются любимыми помощниками.

Кстати, те самые мобильные телефоны — это бич современной молодежи. С сожалением смотришь на то, что, кроме игр на телефоне и уже упомянутой "аськи", их мало что интересует. Даешь им задание, творческое задание, а они приносят тебе скачанное из Интернета. Причем скачано даже с названием сайта — источника. И ведь стоит ученик и доказывает тебе, что писал это сам!

Но по большому счету наши дети не сильно отличаются от нас в юности: также грызут ручки и карандаши на уроках (как лекарство от скуки для некоторых), также бегают курить за угол (сегодня количество таковых на порядок выросло), также дергают друг друга на уроках (энергию на постижение наук они тратят на баловство)... Но я не сужу их строго. Они же прежде всего дети. Это всего лишь шалости.

Но есть одно большое "но" в нашем педагогическом труде. При такой самоотверженной работе учитель мало времени уделяет своим детям. Моей дочери всего четыре года, но она уже начинает иногда предъявлять мне претензии: "Мама, поиграй со мной! Почему ты всегда сидишь за этими дурацкими книжками и не играешь со СВОИМ ребенком!" Но никуда от этих книжек и тетрадок мы, учителя, не денемся.

Я стараюсь восполнять пробелы в отношениях со своей дочерью. Не знаю, насколько успешно, но, думаю, что это не самый тяжелый случай. Все-таки, как ни крути, а педагогические знания и опыт очень помогают в воспитании своего ребенка.

Глава четвертая, позитивная

И в заключение хочется обратиться к тем, кто мне настоятельно "советовал" не быть "училкой". Как я рада, что вас не послушала. Спорьте со мной сколько угодно, но учитель — профессия благородная и благодарная!

Ни на что и ни на кого не променяю улыбки своих мальчишек и девчонок. Работа должна приносить радость, а я каждый день иду на работу с предвкушением каких-то новых чудных (ударение на первый слог) событий. И не самое главное, что вчера в моем классе натерли на перемене доску мылом, а сегодня спрятали учебники в портфели и с невинными лицами утверждали всем классом, будто не знали, что по расписанию у них мой урок, пусть завтра очередная партия изъятых мобильников будет лежать на моем столе все шесть уроков... Все это не переубедит меня в том, что я сделала правильный выбор. И работать по призванию — это лучшее, что может быть.

Елена ВАЛЕРЬЕВА

Газета "Вперед"