ХИМЧИСТКА КАК ОНА ЕСТЬ, ИЛИ ГДЕ ПОСТИРАТЬ КОВЕР

25 ноября 2009 4063

Кто постарше, помнит время, когда в химчистку и прачечную относили пальто и куртки, пиджаки и брюки, мужские сорочки (какой же кошмар их глажка!) и постельное белье с крепко пришитыми бирками. А плиссированные юбки — разве можно было справиться с ними своими силами? И вообще считалось, что человеку будущего не пристало тратить время на быт, его удел — решать масштабные задачи строителя коммунизма.

ХИМЧИСТКА КАК ОНА ЕСТЬ, ИЛИ ГДЕ ПОСТИРАТЬ КОВЕР

Поэтому в стране строили предприятия бытового обслуживания, столовые и фабрики-кухни полуфабрикатов, кухни детского питания и ясли. Затем предприятия бытового обслуживания, в том числе химчистки, постигла первоочередная приватизация, и они тихо скончались. На их место пришли новые — ведь, как выяснилось, население по-прежнему хочет отдавать в чистку вещи. Но кое-что изменилось.

Предприятий химчистки у нас в районе не так много. Еще сравнительно недавно была химчистка в Доме быта на вокзале, которой пользовались жители Сергиева Посада и района и в общем-то были довольны. Потом что-то случилось.

Рассказывает жительница Сергиева Посада Валентина Сергеевна (52 года, домохозяйка): "Раньше химчисткой пользовалась регулярно. Ведь нельзя стирать мужской костюм: брюки еще туда-сюда, но пиджак непременно потеряет вид. Потом мне стало казаться, что вещи под видом чистки просто стирают в больших стиральных машинах. Я долго гнала от себя эту мысль, но однажды получили свой пиджак (тогда самой популярной была химчистка в Доме быта, что на вокзале) весь скукоженный, с оторванным подплечником, завалившимся за подкладку. Это была последняя вещь, отданная в Дом быта, и я стала искать более современные химчистки".

Тогда их в городе появилось несколько, но продержались они недолго, и в памяти народной не остались даже их имена. Выдержала испытание временем только одна, ее называть не будем, но скажем: она хорошо известна нашим жителям, хотя приемных пунктов не так много.

Лично я в один из них за этот год пыталась попасть раза три, и все три раза неудачно. Готовя этот материал, снова навестила приемный пункт. На двери опять записка: именно в этот день заведение с раскрученным именем опять не работало. Представить такое в советское время было бы невозможно.

Зато центральный офис посещала более удачно: прошлой осенью все же отдала в чистку итальянское утепленное пальто. Назад получила почти то же самое. Почти, потому что вместо "радикального черного цвета" пальто приобрело блеклый, какой-то "застиранный" цвет. Неужели его банально постирали? С пальто явно сошло покрытие или пропитка — я не могу сказать, точнее, не технолог химчистки, но с ним-то работали специалисты. "И что мне с этим делать? — спросила я приемщицу. — Пальто стоило двадцать тысяч. Как я буду доказывать, что пальто имело вид именно на эти деньги, а не на цену потертой телогрейки?" "Мы вас понимаем, — ответили мне. — Пишите претензию, но как будете доказывать..." И пожали плечами. Посмотрим, что об этом говорят инструкции, которых на стене химчистки великое множество: "...согласовываем вид обработки (чистка, стирка), необходимость специальных видов обработки..."; "знакомим Вас с особенностями изменений свойств изделий, чувствительных к стирке".

А вот фраза из рекламного проспекта фирмы: "Обеспечиваем отличное качество стирки и используем в своей работе современные препараты, бережно и мягко воздействующие на ткань и не разрушающие ее... Только лучшее оборудование, а также самые передовые технологии и препараты. Чистка и обработка каждого изделия проводится по компьютерным программам".

Теперь осторожно интересуюсь: если сдам пальто, не изменится ли его цвет, как у предыдущего? Но оказывается, что передо мной сидит не технолог, а просто приемщица, которая не знает, как поведет себя ткань, а может только посмотреть на ярлык — разрешена ли химчистка. Здесь же выясняется, что и при сухой чистке все вещи «крутятся в барабане», и "один господь знает, что с пальто будет в итоге".

А как же специальные компьютерные программы? "Ткани стали делать плохие, и краски плохие", — объясняют мне. Впрочем, написать жалобу, если вещь испортят, я могу, но "сами понимаете, сколько это времени займет и вообще ни к чему не приведет". При этом жалоб от населения, как оказалось, у химчистки немного, всего один процент недовольных. Это, видимо, самые смелые — кто решил все же жаловаться. Или самые бестолковые, потому что для понятливых на стене все написано.

Чтиво, прямо скажем, любопытное. "Считаем, что, подписав договор, вы ознакомлены со всей имеющейся в приемном пункте информацией". А рядом — "Скрытые дефекты, которые проявляются в процессе обработки", где семь позиций, в том числе "вытравка цвета, образующаяся на изделиях от воздействия химических веществ"; "дефекты, возникшие вследствие нарушения технологии изготовления и неправильного ухода за изделием в процессе эксплуатации"; "выгорание" красителя: под действием света, атмосферных осадков происходит изменение физико-химических свойств волокон и красителей".

Теперь я знаю, что такое «выгорание красителя». А заодно и то, что никогда не докажу, что пальто испортили, а не произошло "выгорание красителя под действием атмосферных осадков".

А как вам такой пассаж? "После обработки изделий из шкур животных, выращенных по современным интенсивным западным технологиям... возможны усадка изделия на два-три размера и более, изменение цвета, резко выраженная разнооттеночность изделия". После этого прочтенного мной честного предупреждения я побежала искать другую химчистку.

Другая в Сергиевом Посаде открылась недавно в цокольном этаже популярного торгового центра. Цены там повыше — может, не будут пугать "резко выраженной разнооттеночностью"? Хотя... Вначале соберем отзывы.

Рассказывает житель Бужанинова Александр Иванович (60 лет, фотограф): "Отдал куртку вывести пару пятен от зеленой краски. Но меня уговорили почистить всю куртку. Пришел забирать: пятен от краски нет, зато на спине пятна как от машинного масла. Пришел во второй раз — пятен на спине нет, но нет и пуговиц на манжете, зато есть дырочки. И сама куртка какая-то мягкая. Не взял. И брать не хочу".

А вот мнение Екатерины (20 лет, студентка): "Относила чистить плед. Вернули весь, как кошка повалялась, грязный. Говорят: "Ну, может, у вас кошка была?" Плед забрала, я конфликтовать не умею, начинаю краснеть и заикаться. Вот собираюсь голубую куртку отдать. Посмотрим, как ее почистят. Есть еще ковер — куда его нести, чтоб про кошку не спрашивали?"

И вот я в приемном пункте. Передо мной стоит женщина — принесла в чистку черное платье. Прислушиваюсь к разговору. "Нет, — говорят ей, внимательно всматриваясь в воротник с блестками. — Отклеятся. Покоробится. Нехорошо будет. Вы представляете, что платье загрузят в барабан и обдадут растворителем? Хотя, могут и вернуть, не почистив, если не решатся". "А что же мне делать? Я стирать сама побоялась". "Постирайте, — советуют ей, — хоть деньги не отдадите".

"Спасибо, — говорим хором, — за честный совет".

В откровенном разговоре выясняется, что современные химчистки, в отличие от старых, еще советских, ручную чистку даже самых дорогих вещей не практикуют: очень дорогое удовольствие. Все механизировано. И реклама "У нас лучшее итальянское оборудование" означает, что вашу вещь, которую вы не решаетесь постирать в тазике с детским мылом, погрузят в барабан и прокрутят, обдавая химическим чистящим веществом. Что с ней будет после этого, нам уже сказали: "Знает только господь бог".

Мы не заметили, что с изменением собственности изменилась сама концепция химической чистки вещей как бытовой услуги. Если раньше в надежные руки специалистов мы несли самые деликатные вещи, то теперь в химчистку есть смысл отдавать что-то громоздкое, прочное, сшитое из надежной ткани и выкрашенное старым надежным (желательно сделанным по советским технологиям) красителем.

Справка

Впервые использование нефтепродуктов для очистки одежды было предложено владельцем красильни Жаном Батистом Жолли (Франция, 1855 г). Он заметил, что скатерть в его доме стала более чистой после того, как горничная пролила на нее керосин. Жолли открыл самую первую химчистку, где очищал одежду керосином.

Вначале для химчистки использовались нефтепродукты типа бензина и керосина. Их легкая воспламеняемость приводила к частым пожарам и взрывам. Проблемы пожароопасности заставили Уильяма Джозефа Стоддарда, специалиста по химической чистке из Атланты, изобрести растворитель Стоддарда. Его огнеопасность была значительно меньше, чем у нефтепродуктов.

После Первой мировой войны начали использовать различные хлорированные растворители — они менее огнеопасны, чем нефтепродукты, и лучше удаляют загрязнения.

К середине 1930-х в химической чистке начали использовать тетрахлорэтилен (перхлорэтилен) как стандарт идеального растворителя — он устойчив, негорюч и превосходно удаляет загрязнения, практически не нанося ущерб одежде.

Справка

После вступления в силу 131-го закона и разделения полномочий между поселениями отдел по защите прав потребителей в структуре районной администрации был расформирован. Однако поскольку его работа была очень востребована жителями района, администрация района до сих пор занимается защитой прав потребителей, возлагая эту работу на сотрудников других отделов. В настоящее время этим занимается сотрудник отдела по развитию предпринимательства. Здесь консультируют население, помогают решить вопрос в пользу граждан, чьи права были нарушены. Контактный телефон 540-45-23.

Галина СЕРОВА

Газета "Вперед"