Много шума. Из ничего

27 января 2010 2204

Цены на лекарства будут расти, считают эксперты

В конце ушедшего года много шума наделало решение правительства о госрегулировании цен на лекарства. Закон вступил в силу с 1 января 2010 года. Создалось впечатление, что с января мы увидим в аптеках хоть небольшое, но снижение цен. Однако ничего не произошло.

Так о чем принятый закон? Прекратит ли он тот беспредел с ценами на лекарственные средства, который отчетливо высветил "свиной" грипп, когда угроза эпидемии не консолидировала страну для борьбы с ней, а напротив, расколола. Население металось в поисках профилактических средств поэффективнее и подешевле, правительство уговаривало производителей, посредников и аптеки не повышать цены; а продавцы и посредники... ковали железо пока горячо. Даже на такие малоэффективные для борьбы с гриппом средства, как гигиенические маски, цены выросли в несколько раз.

С января постановлением правительства вводятся обязательная государственная регистрация отпускных цен российских и иностранных производителей на лекарственные средства, входящие в перечень важнейших и жизненно необходимых, и предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на эти лекарства.

Много шума. Из ничего

Но цены на лекарства подлежат у нас госрегулированию уже давно! Закон об этом подписан еще в 2001 году. Он так и называется: "О государственном регулировании цен на лекарственные средства". Именно там говорится и о госрегистрации предельных отпускных цен на произведенные лекарства, и о предельных торговых надбавках. Тогда что такого новаторского предложило правительство, чтобы позволить нам надеяться на обуздание цен, и чего не было в законе старом?

Оказывается, в старом законе о госрегулировании цен на лекарства не было слова "обязательное". Поэтому производители могли регистрировать цены, а могли и не регистрировать. Так пишутся законы их лукавыми разработчиками. Всего одно слово — вот закон и не работает.

Теперь в закон внесено слово "обязательная". То есть вне зависимости от желания производителя предельную цену на лекарство надо будет зарегистрировать.

Поможет ли эта мера обуздать аптечные цены? Ведь именно на это надеется население.

По прогнозам многих экспертов, нет; цены на лекарства, говорят они, по-прежнему будут расти, опережая инфляцию.

Какую цену будут регистрировать производители — вот в чем вопрос. До сих пор она зависела от минимальной цены на лекарство за последнее полугодие. То есть была на какое-то лекарство минимальная цена в течение полгода 500 рублей, значит по закону завод был вправе эту цену и подать на регистрацию. Теперь собираются предельные цены определять путем сравнения заявленных производителем отпускных цен на лекарство с его реальной стоимостью.

Предельные торговые надбавки по старому закону устанавливались субъектами РФ по собственному усмотрению, с учетом региональных особенностей и фактических затрат, связанных с поставкой лекарств в соответствующий субъект федерации. Теперь должна быть единая для всей территории РФ методика расчета торговых надбавок, что должно, по мнению разработчиков поправок в закон, исключить необоснованное завышение цен.

Но вот и в новом варианте закона огромная "дыра". Включили в законодательство о госрегистрации цен на лекарства слово "обязательная", но "потеряли" целое звено в лекарственной цепочке: право контролировать дистрибьюторов (посредников в цепочке от производителя до аптеки) Росздравнадзор получит лишь в следующем году. Несмотря на то, что прошлогодние проверки Минздравсоцразвития и Генпрокуратуры установили: основной вклад в удорожание препаратов вносят именно посредники.

Хотя закон о госрегистрации цен на лекарства и введен с января, только к 1 апреля нам обещают зафиксировать и опубликовать в открытом доступе цены на все жизненно важные лекарства. В ближайшее время обещают опубликовать перечень в "Российской газете". А после 1 апреля на своем сайте список вывесит Росздравнадзор.

Но и тогда закон не сможет вступить в силу на деле, а не на словах. Для этого надо принять новый Закон "Об обращении лекарственных средств", который, согласно прогнозам, вступит в силу в лучшем случае с 1 сентября 2010 года. Так что результатов, даже скромных, можно будет ожидать только через год. Если они вообще будут.

Аптека за нарушения ценообразования может быть лишена лицензии. Но для этого должна быть жалоба. А что мы имеем на деле? Всю осень в газету звонили разгневанные ценами на лекарства жители района. А в прокуратуре и Роспотребнадзоре много ли жалоб на конкретные аптеки? А ведь реально, кроме достаточно редких плановых, проверки осуществляются только по конкретному обращению. Так давайте жаловаться куда надо — в прокуратуру и Роспотребнадзор.

А пока сигналы поступают к нам. В одной аптеке города из продажи неожиданно исчезла эхинацея, и покупателю предложили купить иммунал — таблетки на ее основе, но в разы дороже. В другой вообще не нашли в списке закупок дешевые глазные капли окупрес (тимолол) – предложили дорогой немецкий аналог. В третьей вместо флуконазола предлагают более дорогой флюкостат.

• • •

С другой стороны, непонятно, на что жаловаться. Контролю подлежат только лекарственные средства, входящие в перечень жизненно необходимых. Все остальные реально отпущены на волю. И кто из нас знает этот самый перечень жизненно важных лекарств? Уж сколько мы ни писали о высоких ценах на ту или иную аптечную продукцию, все время нам говорили, что данный препарат не входит в этот самый перечень. Который, кстати, именно в 2001 году ввели в законодательство, а до того в Законе "О лекарственных средствах" речь шла только о лекарствах. То есть обо всех.

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств утверждается на год. Он формируется на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения. При этом учитываются, в частности, наиболее распространенные и социально значимые заболевания, а также стандарты оказания медицинской помощи. Кроме того, лекарства должны быть самыми безопасными и эффективными по соотношению "цена — качество".

Сейчас в перечень входят 495 наименований лекарств, из них 75 — отечественного производства, 159 — зарубежного, 261 — смешанного. До этого в перечень входили 658 лекарств (64 — отечественные, 254 — зарубежные, 298 — производятся и в России, и за рубежом) То есть список значительно сократился. Можно заметить, что сильно уменьшилась именно зарубежная его часть — на 95 наименований. Так что многих привычных лекарств больные недосчитаются.

В список входят сердечно-сосудистые, онкологические препараты, лекарства против ВИЧ/СПИДа, туберкулеза, а также противогриппозные препараты. Кстати, речь идет о международных наименованиях лекарств, а не о торговых. Если говорить о торговых — в перечне порядка двух тысяч наименований торговых марок из 17 тысяч зарегистрированных в России и около 5,5 тысячи лекарственных форм.

А что будет с теми лекарствами, которые мы чаще всего покупаем и которые поэтому больше всего ударяют по нашим кошелькам? Не все, но многие из них входят в перечень жизненно важных. Когда он будет окончательно сформирован и вывешен на всеобщее обозрение, полезно будет поинтересоваться, входят ли в него препараты, которые вы обычно употребляете. Вероятно, можно будет без ущерба для здоровья отказаться от дорогого зарубежного или нашего аналога в пользу того лекарства, на которое регулируется цена.

Что мы чаще всего покупаем? Самыми продаваемыми жизненно важными лекарствами в 2009 году по версии центра маркетинговых исследований были: арбидол, конкор (от гипертонии), мезим, но-шпа. Также в первую десятку вошли гептал, антибиотик сумамед и гормональный препарат для женщин дюфастон.

По версии агентства DSM Group, самые большие продажи были у поливитаминных комплексов, сердечно-сосудистых средств эналаприл, бисопролол, триметазин, лазиноприл, дротаверина (желудочно-кишечный тракт), болеутоляющего ибупрофена, противогрибкового средства флуконазол, антибиотика амоксициллин.

Мы сопоставили цены на некоторые популярные лекарственные средства в аптеках Сергиева Посада. Чтобы проверить, как действует новое законодательство, будем проводить мониторинг аптек и в дальнейшем. Читатели, заметившие, что в какой-то конкретной аптеке завышенные по сравнению с другими цены, могут сообщить об этом в газету по телефону 540-24-31.

Справка

По данным Минздравсоцразвития, за десять месяцев 2009 года цены на лекарства в России выросли на 47,6% по отношению к тому же периоду 2008 года. Значительный скачок цен зафиксирован осенью 2009 года на фоне развития эпидемии гриппа и ОРВИ и страха перед "свиным" гриппом.

Основной вклад в удорожание препаратов вносят посредники-дистрибьютеры. Если цена на противогриппозный препарат Тамифлю на таможне была зафиксирована на уровне 668 рублей, в некоторых аптеках она выросла до 3-4 тысяч за упаковку из десяти ампул.

Точка зрения

14 января в Москве состоялась пресс-конференция, организованная Общественным советом по защите прав пациентов при Росздравнадзоре. Там прозвучало, что министерство готовило изменения в законодательство о регулировании цен на лекарства в обстановке секретности и без учета мнений экспертного сообщества. Что в перечне жизненно важных лекарств отсутствуют около 200 лекарств, на включении которых настаивал Формулярный комитет РАМН. Речь идет о современных препаратах для лечения шизофрении, паркинсонизма, эпилепсии, онкологических заболеваний, сахарного диабета и т. д. Кроме того, оппоненты закона говорят, что регистрация цены нигде в мире не практикуется, а есть государственная политика лекарственного обеспечения — либо через страховые фонды, либо за счет прямых государственных закупок. Сохраняются и возможности для коррупционных соглашений по ценам между регионами и поставщиками лекарств, поскольку именно регионы утверждают торговые надбавки.

Законопроекты, как прозвучало на конференции, не говорят о четких критериях эффективности допускаемых на рынок лекарственных средств. Поэтому в России регистрируются бесполезные препараты, которые не используются более нигде в мире. "Гигантский скандал конца 2009 года — когда все СМИ обсуждали цены на широко рекламируемый препарат от “свиного” гриппа, препарат с недоказанной эффективностью, которого вообще не должно быть на лекарственном рынке", — сказал председатель Общества специалистов доказательной медицины Кирилл Данишевский.

Галина СЕРОВА

Газета "Вперед"