МИСТЕРИИ "ТОДЕСА"

01 февраля 2010 5363

Шоу-балет Аллы Духовой, давно снискавший мировую известность, не впервые обрушивает со сцены Дворца на сергиевопосадского зрителя мощную энергетику своих танцевальных миниатюр. И на этот раз заполнен зал под самую крышу: "Тодес" хорошо знают, и, попав на него, зритель, несомненно, записывает себе в актив такую удачу. В прошлом году мы могли оценить таланты этого коллектива еще и опосредованно: Алла Духова определила пластику спектакля Романа Виктюка "Саломея", тоже оставившего знаковый след у нашей театральной публики; хор Турецкого в Кремлевском дворце пел о колесах фортуны-судьбы на фоне танцоров "Тодеса"...

МИСТЕРИИ «ТОДЕСА»

В среду дым стоял столбом на сцене Дворца в прямом, а не переносном смысле. Появившиеся в его легких клубах белые лебеди из "Лебединого" лишь в первые мгновения могли своей порхающей невесомостью обмануть зрителей, не знающих, с кем имеют дело. В обольстительно томительную мелодию "Озера" тут же ворвались жесткие, рубящие воздух ритмы, и стаю белых девушек "расчленили" танцоры в пятнистом камуфляже. На сцене век нынешний, а не давно минувший, век XXI, век железный...

Отточенность всего, что демонстрируют танцоры, доведена почти до их автоматизма и могла бы, пожалуй, скорее пугать, чем вызывать восхищение своей, если так можно сказать, шлифовкой, если бы... Если бы профессинализм коллектива, заслуживающий самых превосходных степеней похвалы, не забывал на высочайшей "ноте" холодного мастерства окрасить себя теплом человеческого чувства. Темп музыки нарастает так, что кажется, вот-вот сорвет дыхание и у зрителей; движения убыстрены до предела, но по-прежнему идеально точны; страсть хлещет в зал, достигая яростного накала. Что дальше? Еще мгновение, и она все разрушит вокруг себя. Любовь это или ненависть?

"Тодес" останавливает танец в точке такого напряжения, за которой, кажется, все должно сорваться в тартарары. Соблюсти эту тонкую грань между чувством и безумием, пройти по-над пропастью, не оступившись, — это и есть настоящее мастерство. Спасает и здоровое чувство юмора, которым щедро сдобрены миниатюры. Когда на сцене слишком долго мчатся во все убыстряющемся ритме черно-белые графические картины одного танца за другим, заканчиваясь постановочным стоп-кадром, им хочется подольше любоваться из чисто эстетического желания замереть перед красотой. Но и следующий танец, а за ним следующий... такие же черно-белые. И так же летят на немыслимых скоростях. В таком мире становится не по себе, слишком холодно, слишком рационально. И тут (хорошо знают, когда!)… кепочки, клеточки, жилеточки, одесский мотивчик, купите бублики — все перевели дыхание и улыбнулись! И они тоже улыбаются. Ну просто море очарования.

Нельзя было не обратить внимание и на то, как этот большой ансамбль умеет показать каждого в хорошо организованной "сумятице". Простой прием: вместо привычного уже синхрона — не коллектив, а огромная сороконожка! — вдруг этакая последовательность движений: первый повернул голову и выгнул руку в белой перчатке, за ним второй... десятый... и так до конца длинного ряда. И наконец-то мы разглядели индивидуальность. Словно в длинной-длинной фразе пишущий ставил точку после каждого слова, и читающий смог каждое прочесть и оценить.

"Тодес" вне всяких сомнений явление в современной российской культуре. Не спроста созданы школы его танца, этой немыслимой, чудовищно-прекрасной смеси музыки, скорости, красоты движений, энергии чувств и честности разговора со зрителем. Но только ли ради отдыха и забавы танцует нам "Тодес" в вечерний час? Не искушает ли он жить по законам его танца?

Елена АЗНАЧЕЕВА

Газета "Вперед"