МИГРАНТАМ ВЫДАДУТ ПАТЕНТ

14 июля 2010 3143

Российское правительство собирается вывести трудовых мигрантов из тени и заодно пополнить таким образом казну. Для этого с 1 июля им предстоит получить новый разрешающий документ — патент на работу у частных лиц. К потенциальным получателям, например, можно отнести занятых в строительстве чьей-то личной дачи или ремонте квартиры.

МИГРАНТАМ ВЫДАДУТ ПАТЕНТ

Поле поменяло цвет

Как сообщили в сергиевопосадском отделении Федеральной миграционной службы, до 1 июля, когда новый закон вступил в силу, все подобные отношения мигрантов и их работодателей-частников по сути находились в "сером" правовом поле.

Существовавшие инструкции описывали процедуру оформления документов лишь для тех, кто устраивался в организации, но ни один правовой документ не давал российскому гражданину исчерпывающей информации о том, как оформить иностранного строителя или, скажем, садовника в свое личное хозяйство.

Простые люди, привлекающие на работу иностранцев, вообще не рассматривались как категория. "В отношении физических лиц в этом отношении был правовой вакуум. Теперь все четко: покупаете патент и работаете, как это делается во всех цивилизованных странах", — говорит заместитель начальника отдела управления ФМС Владимир Кручин.

Существование на птичьих правах не радовало никого: с одной стороны, оно делало из мигрантов людей беззащитных перед обманом, а с другой — затрудняло их официальный учет и контроль. Изменения в законодательстве призваны упорядочить ситуацию: в итоге государство получит регулируемый и контролируемый поток, который будет приносить налоги.

О приобретении патента должен позаботиться сам мигрант, работодатель же в свою очередь обязан проследить, чтобы у его иностранного работника при устройстве на работу наличествовал такой документ.

Без медосмотра, но с отпечатками пальцев

Еще недавно срок пребывания иностранца в России ограничивался тремя месяцами. Те, кто не предоставлял основания для продления срока пребывания, возвращались домой. В случае с трудовыми мигрантами, как правило, — в Таджикистан и Узбекистан.

Новые правила обязывают для продления патента отмечаться чаще — раз в месяц. Стоимость этой процедуры составит тысячу рублей, и эта сумма не будет зависеть от доходов, полученных самим работником. Срок действия патента — год. После этого его обладатель в любом случае будет обязан уехать на родину.

Отношение к нововведениям разнится. Оптимисты считают, что это поможет российскому рынку восполнить нехватку рабочей силы. Противники указывают на то, что новые правила отменяют медицинский осмотр прибывших и к тому же стимулируют российский бизнес к удержанию оскорбительно-низкого уровня оплаты труда.

Все, что требуется от иностранца для получения работы в России, — легальный въезд на территорию Российской Федерации и ежемесячная оплата. При подаче заявления указываются личные данные, а сотрудники ФМС обязаны проверять эти сведения. Все прибывшие фотографируются и проходят дактилоскопическую регистрацию. Документ не привязывает его обладателя к одному определенному месту работу — трудовые объекты можно менять.

Система патентов фактически делает ненужными и квоты, в рамках которых прежде привлекалась иностранная рабочая сила. Разрешения на работу будут выдаваться сверх этих ограничений.

За гастарбайтера ответишь

Уведомить миграционную службу о намерении принять иностранного работника должна и принимающая сторона. При этом работодатель отвечает за своего нового работника перед российскими миграционными органами, и именно ему предстоит обеспечить для него нормальные условия труда и затем рассчитаться с ним.

Кстати, по оценкам сотрудников районного отделения ФМС, в Сергиево-Посадском районе такие патенты получат около десяти тысяч работающих иностранцев.

Но почему систему патентов внедрили именно сейчас? Владимир Кручин предполагает, что это связано с тем, что оправляющаяся после кризиса экономика требует новых рабочих рук. Россия — не единственная страна, куда приезжают мигранты из Таджикистана и Узбекистана, но той же Турции или Италии требуются, как правило, квалифицированные кадры, в то время как нашей стране некому выполнять как раз самую грязную и тяжелую работу. Ну, или никто не готов выполнять ее за предлагаемые деньги.

Сергиевопосадский отдел ФМС не первый год предлагает цивилизованные решения, которые могли бы облегчить одним поиски работы и другим — самих работников. Среди прочих называются биржи труда и специализированные разделы с вакансиями на сайте отдела.

Однако не очень понятно, как работяги из Средней Азии будут выходить в Интернет и об этих вакансиях узнавать. Вряд ли в бедных поселках, откуда к нам приезжают мигранты, Интернет получил такое распространение, да и здесь им обычно как-то не до этого.

Для справки: по прошлогодним оценкам ООН, Интернет доступен лишь... 1 проценту таджиков, местные эксперты настаивают на 10 процентах.

Неясно, как поступят находящиеся в России мигранты, у которых нет не то что разрешения, а даже паспорта. Как будет организована борьба с поддельными регистрациями и с теми, кто их продает?

В миграционной службе надеются, что введение нового закона в какой-то мере приблизит решение этих вопросов: возможно, предполагает майор Кручин, гастарбайтеры не будут в поисках работы скитаться по дачам, толпиться вдоль дорог и караулить заказы возле подъездов.

За первые две недели июля в Сергиевом Посаде на патентный учет встали около тридцати рабочих из ближнего зарубежья. Эксперимент начался.

Газета "Труд" приводит данные: по сведениям издания, в России работают 2 миллиона граждан из Украины, 1,2 млн — из Таджикистана, 1 млн человек — из Грузии, 0,7 млн человек — из Киргизии, 0,5 млн человек — из Туркменистана.

Профессии, которые выбирают мигранты: няня, домработница, домашний повар, озеленитель, личный водитель, сторож, строитель, продавец, садовник, дворник, уборщик территории, грузчик, официант, курьер, работник кухни в общепите, водитель общественного транспорта, разнорабочий, оператор call-центра, маляр, жестянщик, сотрудник автосервиса (автомойки), таксист, гардеробщик, сельхозработник, работник промышленного производства, работник пищевой промышленности.

По официальным данным, в нашей стране работает около 3 млн приезжих из ближнего зарубежья, неофициальные источники утраивают эту цифру. Доля мигрантского труда — всего 8 процентов в ВВП (2008 год). Относительно зарплат местного населения труд мигрантов в России оценивается на 10-20 процентов ниже.

Владимир КРЮЧЕВ

Газета "Вперед"