Не платите? Тогда мы идем в суд!

04 октября 2010 2603

Дети не выбирают, в какой семье им хотелось бы появиться на свет, но если бы их об этом спросили, каждый, конечно, ответил бы: там, где есть папа и мама. К сожалению, часто бывает иначе. Мама есть, папа тоже присутствует, но скорее гипотетически — пару раз в год появился на семейном горизонте и исчез. И хорошо еще, если взамен моральной есть хотя бы его материальная поддержка.

Но женщины все реже обращаются в суд о взыскании алиментов и тянут эту лямку в одиночку. По статистике, в нашей стране алименты получает лишь 30% разведенных женщин. Остальные просто не беспокоят по этому поводу бывших супругов. Не каждой захочется затевать судебную тяжбу с человеком, который еще недавно был близким, а потом предал, забыл о существовании собственного отпрыска.

Не платите? Тогда мы идем в суд!

Да и средний размер алиментов невелик — около полутора тысяч рублей в месяц. При этом для 13 процентов детей размер алиментов не превышает 300 рублей, а для 25 процентов — он менее 500 рублей в месяц. Это притом, что официальный прожиточный минимум ребенка в России составляет чуть меньше 4000 рублей.

Многие, особенно неопытные молодые матери, просто не знают, как решаются подобные проблемы. Как защитить свои права на алименты, нам рассказала адвокат Московской коллегии адвокатов, автор книги "Если вам нужно взыскать алименты" Марина КАЩЕНКО:

— Марина Вячеславовна, что делать маме, если ее бывший муж не платит алименты?

— Даже, если мама знает, что ее муж не имеет официального заработка или получает "черную" зарплату, она все равно с моей точки зрения должна обязательно пойти в суд и получить решение о взыскании алиментов. Почему? Жизнь меняется: сегодня отец ребенка не имеет официальной работы, а завтра все изменится и он вынужден будет трудоустроиться. Сегодня он не имеет никакого имущества, а завтра купит машину, дачу, землю, ему вдруг повезет с богатым наследством. В том случае, если у вас на руках будет исполнительный лист о взыскании алиментов, который породит за собой образование задолженности, вы сможете поднимать вопрос на наложение ареста на имущество должника.

— Как в России карается неуплата алиментов?

— Плохо. Не хочу ругать Госдуму, потому что верую, что каждый новый депутат будет лучше прежнего, но почему-то очень тихо, почти незаметно для общества, в новом Уголовном кодексе наказания за неуплату алиментов оказались намного мягче, чем в старом варианте. Сегодня посадить неплательщика практически невозможно. Можно спорить о том, насколько целесообразно их сажать вообще. Ведь сидящий человек не зарабатывает денег, и ребенку проку от отсидки отца будет мало. Но сама угроза возможного ареста, мне кажется, была бы довольно серьезной мерой для отцов, которые уклоняются или подумывают уклониться от уплаты алиментов. К тому же, для того, чтобы привлечь лицо к уголовной ответственности, необходимо пройти несколько кругов ада. На финише этих кругов все равно не будет жесткого наказания, а будет либо условный срок, либо тот же штраф, который неизвестно с чего получать.

Очень радует недавно принятое положение, по которому неплательщикам могут ограничить выезд за границу. Но для этого (внимание, уважаемые мамы!) нужно обязательно иметь решение суда, по которому пристав имеет право наложить данное ограничение.

— Почему у нас такое большое количество неплательщиков?

— Причин несколько. На мой взгляд, общество недостаточно сурово осуждает тех мужчин, которые не платят алименты. Здесь надо хотя бы отчасти принять более гражданскую позицию вторым женам алиментоплательщиков. Хотя бы потому, что они должны осознавать, что могут стать не последними в списке непорядочного "Казановы" и оказаться точно в таком же положении, как сейчас первые. Еще одна из причин — на сегодняшний день плохо учитываются реальные доходы граждан. Подавляющее число неплательщиков имеют скрытые доходы. До тех пор, пока государство не поставит это на надлежащий контроль, дети у нас будут недополучать.

— Сможет ли алиментный фонд, который планирует создать правительство, решить проблему детских выплат?

— Все будет зависеть от того, как идея фонда будет реализована. На что делается ставка сегодня: государство будет компенсировать женщинам те деньги, которые им не выплатили нерадивые отцы, и само взыскивать эту сумму с алиментоплательщиков. Так что им мешает сегодня наладить механизм взыскивания этих денег сразу напрямую в пользу женщин?! Пока я не вижу, что подобный фонд будет работать. Другое дело, понимаю, что мамам, которым надо обеспечить своих деток сегодня, все равно, кто им будет выплачивать деньги на ребенка, государство или тот же отец.

Есть у такого фонда и еще одна негативная сторона. Она хорошо видна по опыту других стран. Например, в Дании сотни лиц состоят в гражданских браках только потому, что до достижения ребенком 7 лет, если мама с папой не женаты, государство выплачивает им колоссальные деньги. Зато, как только малышу исполнилось 8 лет, родительская парочка срочно спешит в загс. Так что, на мой взгляд, в правоведческом плане фонд будет работать не очень эффективно.

А как у них?

Ольга Хрипунова, Израиль, Хайфа:

— В Израиле выгодно считаться одинокой матерью или отцом (такие тоже бывают). Платят пособия от госслужбы нацстрахования. На него, естественно, прожить нельзя, но можно попытаться государство обмануть — работать в частном секторе и получать зарплату частично в руки и только частично на счет в банке (что и требует государство). Есть куча всяких ограничений (нельзя иметь машину и даже водить ее!), нельзя жить с мужчиной (даже отцом ребенка, если хочешь получать пособие) и т.д. От алиментов никому отвертеться не удается — для этого есть социальная служба и социальные адвокаты, которые защищают бесплатно. И есть суд, который принимает сторону матери.

Я, например, очень остро чувствовала свою зависимость от битуах леуми (так на иврите называется служба страхования), ненавидела ее и поэтому, когда выдалась возможность перейти в другую фирму, где, я надеюсь, со временем начну получать приличную зарплату, просто отказалась от пособия. А с бывшим мужем договорилась, чтобы он перечислял алименты (в сокращенном виде!) на мой счет помимо битуах леуми. Зато теперь мне не нужно отмечаться каждую неделю в бюро по трудоустройству, я вожу машину и могу ездить за границу, когда хочу и насколько хочу.

Но очень многие женщины не такие храбрые, как я, поэтому они предпочитают сидеть на пособии, не иметь машины и жить с мужчиной в гражданском браке, скрывая это от государства.

Марина Соло, США, New Jersey:

— В Америке есть и матери-одиночки, и отцы-одиночки. (Первых, конечно, намного больше.) Их число все растет и растет, во-первых, из-за пятидесяти процентов разводов, во-вторых, из-за того, что народ попросту жениться не хочет. То, что дети живут с одним родителем, уже считается в порядке вещей.

Алименты у нас требуются в каждом штате. Считаются они везде по-разному, в зависимости от количества детей, зарплаты и самого штата. Обычно их платят детям до 18 лет. Сумма в среднем составляет 25 процентов от дохода за одного ребенка и до 60-65 процентов, если детей более двух.

Эти цифры не точные и зависят от того, какой штат. Чем больше зарплата алиментоплательщика, тем соответственно с него берется меньший процент. Родитель, с которым живет ребенок, получает больше, чем тот, который или делит время пополам с супругом, или вообще отправляет ребенка к платящему супругу. На алименты также влияют экстраординарные затраты, например, на дорогое лечение.

Что касается ярых неплательщиков алиментов, то их в штатах немного. Федеральное правительство имеет базы данных, которые позволяют им найти не только беспутного отца, но и его деньги, имущество и т.п. Правительство может заморозить счета, заставить работодателя вычислять деньги прямо из зарплаты неплательщика. Если алиментоплательщик должен больше $2500, могут отказать в выдаче паспорта. Поэтому от уплаты алиментов уклоняться легче бедным — с них особо ничего не возьмешь.

Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА