От милиции к полиции. За что критикуют новый закон?

20 октября 2010 4027

Недавно окончательно завершился прием поправок и предложений в законопроект "О полиции", широкое обсуждение которого началось два месяца назад. Ожидается, что вскоре он будет внесен на рассмотрение в Государственную думу и баталии вокруг него продолжатся там.

С 7 августа по 15 сентября на сайте www.zakonoproekt2010.ru документ был доступен для прочтения и комментирования всем желающим. За это время сайт посетило около полутора миллионов человек, оставивших более 20 тысяч замечаний и предложений. Много это или мало, сказать сложно, так как сравнивать особо не с чем — последнее общественное обсуждение жизненно важных для страны документов было у нас в 1993 году, когда принимали ныне действующую Конституцию. А в то время ни о каком Интернете мы слыхом не слыхивали.

От милиции к полиции. За что критикуют новый закон?

Недовольных много

Полученные комментарии изучала специальная комиссия, представившая аналитическую записку об их содержании (ее можно увидеть на том же сайте, что и сам законопроект). Она весьма пространна, насыщена цитатами из поступивших сообщений и выводами о том, какие предложения дельны и хороши, а какие просто плод эмоций, незнания или недопонимания. Интересно, что при анализе основных групп граждан, принявших участие в обсуждении, отдельного упоминания заслужили жены сотрудников милиции: отмечается, что от них поступили "наиболее эмоциональные и категоричные комментарии".

Не будучи юристом со стажем, судить о том, насколько хорош или плох законопроект, довольно тяжело. Можно, конечно, послушать и почитать, что говорят разные умные люди и эксперты. Однако, сделав это, становится ясно, что "закон о полиции" в том виде, в каком он был представлен, ругают почти со всех сторон. Он не устраивает ни сотрудников милиции, которые ждут от него социальных гарантий, повышения зарплаты, разбюрократизации работы; ни правозащитников, которые усматривают в нем необоснованное расширение полномочий милиции и существенное сужение прав простых граждан. Положительных рецензий в СМИ тоже не довелось встретить.

Даже Совет по развитию институтов гражданского общества при президенте России направил Дмитрию Медведеву целый пакет замечаний и предложений, предварительно признав "некачественным как сам текст, так и его обсуждение".

Ассоциация юристов России, попечительский совет которой ранее возглавлял ныне действующий глава государства, также выдала отрицательное заключение и заявила о необходимости серьезной корректировки документа.

С резким заявлением выступила Мосгордума. Свои опасения высказал Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. Известный депутат Госдумы Андрей Макаров вступил с оппонентами в яростную полемику, говоря, что с вступлением в силу этого закона "страна превратится в концлагерь".

Общественные деятели, в числе которых члены Общественной палаты РФ, представители различных партий и движений, известные артисты и писатели написали Медведеву коллективное письмо с просьбой не форсировать принятие закона. "Предлагаемый законопроект "О полиции", даже с учетом возможных поправок, не способен обеспечить давно назревшую реформу правоохранительных органов. Этот закон серьезно расширяет права милиции/полиции — за счет ограничения гражданских прав физических и юридических лиц", — говорится в нем.

Что не нравится?

Какие же замечания к законопроекту высказываются наиболее часто? Попробуем воспроизвести их.

— В первую очередь эксперты полагают, что один закон "О полиции" не может обеспечить комплексную реформу МВД, о необходимости которой говорят все сверху донизу. Реформа должна состоять из одновременного принятия пакета законов, дополняющих друг друга. Например, законопроект "О социально-правовом статусе сотрудника полиции" предполагается разработать в ближайшее время, но пока его никто не видел. А без него многие положения о социальных гарантиях полицейских превращаются в пустую декларацию.

— По мнению многих экспертов, понятие "общественный контроль за работой полиции" нужно конкретизировать, чтобы было ясно и однозначно понятно, что имеется в виду. Предлагается, в частности, ввести отчетность полиции перед органами местного самоуправления, региональными парламентами и собраниями граждан. У которых будет возможность выразить недоверие отдельным должностным лицам полиции, а также право внесения своих кандидатур на должности в структуре МВД. Существующие сейчас общественные советы при МВД считаются неэффективными, поскольку наблюдателей в них зачастую назначают совершенно "карманных".

— Практически все эксперты сходятся в том, что введение фактической "презумпции законности" для милиционеров недопустимо. Речь идет о части 2 статьи 32 "Гарантии правовой защиты сотрудника полиции", где указано, что "требования сотрудника полиции... и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное". Проще говоря, все совершенное полицейским, что бы это ни было, считается законным до тех пор, пока это не опровергнет суд. Что открывает огромное поле для злоупотреблений и противоречит конституционным принципам.

— Ожесточенные споры вызвали положения статьи 15 "Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки". В частности, в законопроекте предполагается, что полиция имеет право беспрепятственно проникать в любое время суток в любые помещения и на любые земельные участки "с повреждением, если в этом есть необходимость, запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих входу". Для этого необходимы лишь наличие "достаточных оснований полагать, что там совершается преступление, произошел несчастный случай, находится лицо, пребывающее в беспомощном состоянии...".

Эксперты говорят, что на практике это может привести к серьезным злоупотреблениям. Однако милиционеры, с которыми мы беседовали, такому пункту скорее рады и утверждают, что так им будет проще бороться с преступностью: сейчас просто так проникнуть в частную квартиру, в которой, например, торгуют наркотиками, они не могут. Все же это палка о двух концах.

— Резкой критике подверглась статья 14 "Задержание", пункт 4 которой гласит, что услугами адвоката и переводчика задержанный может пользоваться "с момента водворения его в специально отведенное помещение". То есть до водворения в "кутузку" адвоката можно не вызывать на совершенно законных основаниях, а процесс этот при желании можно затянуть надолго.

— В приведенном в законопроекте перечне прав полиции появился пункт об "ограничении свободы передвижения граждан на улицах и в других общественных местах" для проверки документов и "получения объяснений на месте". Ограничивать свободу можно на срок не более одного часа, однако все понимают, во что это может вылиться на практике.

— По обобщенному экспертами мнению участников обсуждения в Интернете, в законопроекте необходимо более детально прописать социальные гарантии сотрудников полиции: ежегодную индексацию денежного содержания, разных выплат в случаях причинения вреда здоровью или даже их гибели "при исполнении", порядок и сроки предоставления жилья, льгот и компенсаций. Вместе с тем эксперты отмечают, что это нужно сделать в отдельном законе — о чем говорилось выше.

— С учетом опыта разгона оппозиционных митингов перспективно выглядит уточненное право полиции "удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия". По новому проекту, факт нарушения гражданином чего-либо для этого уже необязателен, а отказавшимся разойтись грозит задержание на срок до трех часов.

— Наконец, по всему законопроекту разбросано упоминание о "необходимости" тех или иных действий полиции, но никаких критериев этой необходимости не приводится.

Мнения учтут?

Справедливости ради следует сказать, что на многие замечания к законопроекту власти уже отреагировали и признали их разумными. Вероятно, в Госдуму на обсуждение поступит документ, сильно отличающийся от своей первоначальной редакции. Тем не менее о намерениях прислушаться к голосу экспертов и не форсировать принятие закона бешеными темпами пока ничего не слышно. Ранее предполагалось, что документ может вступить в силу уже с 1 января 2011 года. К этому времени милиционеров выведут за штат, а обратно в полицию возьмут не всех, будет проведен некий отбор и чистка рядов.

Через недельку-другую узнаем, что по этому поводу думают депутаты Госдумы.

Мнение

От милиции к полиции. За что критикуют новый закон?Анатолий Русаков, бывший начальник УВД района, председатель Совета ветеранов сотрудников милиции:

— В новом законе необходимо учесть положительный и отрицательный опыт как советского, так и дореволюционного периода жизни нашей страны. Особенно в связи с тем, что милицию собираются переименовать в полицию. Министерство внутренних дел появилось в России в 1802 году, и его функции были очень широки, начиная от раскрытия преступлений и заканчивая охраной границ. Оно занималось практически всеми внутренними делами государства, которые не сводились к одной только охране порядка.

Богатый опыт был и в советский период. На моей памяти весьма успешной была реформа, проведенная министром внутренних дел СССР Николаем Щелоковым. Он действительно поднял престижность работы в милиции, поднял зарплаты, оснастил техникой, автомобилями — до того сотрудники чаще всего ходили пешком или передвигались на перекладных, а район-то огромный. Большое внимание тогда уделялось работе с населением, люди доверяли милиции, помогали ей, и это не просто слова. В советские времена участковые отчитывались перед жителями о проделанной работе, такие собрания проводились регулярно. Вообще вопрос о доверии милиции, о связи ее с людьми, об общественном контроле за ее работой я считаю очень важным. Как и материальное обеспечение сотрудников, зарплата должна быть достойной. Без этого не поднять престиж службы, который в последнее время упал во всей стране.

 

От милиции к полиции. За что критикуют новый закон?Григорий Явлинский, экономист, общественный деятель, на встрече в Сергиевом Посаде:

— Я считаю, что этот закон нужно анализировать с трех точек зрения. Первое — как меняются отношения между милицией и гражданами, милицией и бизнесом, милицией и преступниками. Анализ закона показывает, что никак это не меняется, просто узаконивается та практика, которая есть сегодня. Она записывается в закон и утверждается.

У меня есть серьезные опасения о проводимой реформе МВД. МВД для России — один из становых хребтов государства, а сейчас, судя по тому, что происходит в последний год, он просто рушится: были кирпичи, а вдруг стал песок сыпаться.

 

 

 

 

Александр ГИРЛИН, Газета "Вперед"