Путешествие тортика

01 ноября 2010 2565

Еженедельно по средам Первый канал ТВ в передаче “Среда обитания” пугает зрителей рассказами о том, что мы едим. Последняя передача называлась “Фальшивая этикетка” и была посвящена недостоверной информации о сроках годности и качестве продукции. В центре сюжета был увлекательный рассказ о курице, к которой журналисты прицепили чип. С помощью этого электронного устройства можно проследить все перемещения объекта.

У курицы истекал срок годности, и журналистов интересовало, когда и куда она “уйдет” с прилавка. Курица благополучно пересидела на полке магазина предельную дату, после чего удалилась в чей-то дом, затем вернулась в магазин, где ее следы затерялись. Теперь журналисты Первого канала ищут чип. В магазине заверили, что курица на помойке, но чип не подает сигнал ни из мусорных контейнеров, ни со свалок города.

Путешествие тортика

К сожалению, наши продукты вряд ли лучше столичных. Мы позвонили в Роспотребнадзор, и нам подтвердили: жалоб от населения на некачественную еду из местных магазинов, торговых палаток, с рынков поступает много. Так что не все “благодарные” покупатели молча сваливают пищевой брак в мусорные корзины. Иногда возвращают, пишут жалобы. Но что с товаром происходит потом?

У нас нет в редакции чипа, но ведь у подавляющего большинства покупателей его тоже нет. Поэтому мы всего лишь попытались выяснить судьбу торта, купленного 23 октября в одном из продуктовых магазинов Сергиева Посада.

Александр Иванович (имя изменено) приобрел его по просьбе жены в магазинчике на Северном. Со сроком годности все было в порядке. Белый лоскуток бумаги гласил: торт “Гусиные лапки” изготовлен 22.10.2010. Внешний вид был прекрасный. Однако стоило тортик разрезать, как из коробки жутко пахнуло. Слой вишни — начинка кондитерского изделия — был густо покрыт сине-зеленым слоем. Сразу вспомнился первый фильм из серии “телеужастиков”, который так и назывался — “Плесень”. Сомнений, что это она, не было. Жена отправила незадачливого покупателя возвращать торт, при этом попросила зафиксировать факт покупки в книге жалоб.

Магазин торт принял без вопросов, деньги вернул — книга жалоб осталась нетронутой. В воздухе повисли вопросы: что стало с тортом и продолжит ли магазин брать на реализацию продукцию данного изготовителя? Если все порешали по-тихому, не попадет ли аналогичная продукция к нам на стол уже завтра? И мы туда позвонили.

Как нам рассказали, за тортом его производитель прибыл быстро — часа через три после звонка. Фирма, его испекшая, объяснила инцидент так: мол, торт мог подменить водитель. Взял нереализованный, с истекшим сроком годности на возврат, переклеил на него этикетку с нового. Свежий, возможно, продал на сторону, а старый отдал в магазин под видом новоиспеченного. Вот такая любопытная версия. (Честно говоря, душа, а особенно желудок, чуть не закричали “Караул!” Значит старые тортики не попадают на помойки, а возвращаются в пекарни?! И что там с ними делают?) Что касается магазина, контакты с провинившимся изготовителем кондитерки, сказали нам, приостановлены.

По нашим сведениям, кроме Александра Ивановича торты “Гусиная лапка” никто не вернул. Конечно, можно предположить, что начинка с плесенью попала только в один торт. Но скорее всего, никто не стал связываться или просто поленился возвращаться в магазин. А зря: любое умолчание развязывает руки недобросовестным производителям и продавцам продуктов. Специалисты советуют: “В любом случае сделайте запись в книге жалоб и предложений. Обязательно укажите число покупки и изготовителя, он указан на этикетке. Это будет сигналом для соответствующих органов уделить данным организациям более пристальное внимание”.

Так что стало с тортом? Звоним на производство — в фирму, его выпустившую. Нас очень просили не называть ее имени, но и покупателей нам тоже жалко. Поэтому скажем, расположена она в Реммаше. Спрашиваем у технолога, как могло случиться, что в свежем торте оказалось столь огромное количество сине-зеленой заразы?

— Вот и мы тоже гадаем, — отвечают нам, — почему такое произошло. Может, магазин просрочил?

— Нет, дата свежая, — отвергаем мы их версию и выдвигаем свою. — Раз в торте все свежее, кроме вишневой начинки, может, вы просто запихнули ее в торт невзирая на плесень? Не боитесь потравить детей, стариков?

Вишню, как выясняется, пекари берут замороженную. По нашей просьбе обещают провести беседы с кондитерами. На наш вопрос о водителе сообщают, что был такой случай, после чего водителя уволили.

Казалось бы, конец истории. Мы сделали что могли: всем позвонили, всех напрягли, пообещали предать факт огласке, сообщить в Роспотребнадзор. Но даже с учетом того, что жалоб от населения идет много, все это частные случаи. А ведь было время, когда санитарные органы, тогда это были СЭС, проводили системные проверки. Потом их отменили. Наш бизнес, видите ли, сильно страдал от многочисленных проверок. И в 2009 году были запрещены все внеплановые выходы.

Вот как это происходит теперь. Магазины, чтобы не поднимать шум, деньги за брак возвращают беспрекословно, и покупатель уходит, даже доволен остается. Если же он хочет пресечь продажу испорченной продукции, чтобы не отравились другие, необходимо написать заявления в Роспотребнадзор. Чтобы наказать за другие торты с плесенью, надо доказать их наличие. А к этому времени вся подозрительная продукция уже будет убрана с прилавков. Но даже если что-то и остается, то Роспотребнадзор за разрешением провести внеплановую проверку обязан обратиться в прокуратуру — на это уйдет еще время. После этого специалисты Роспотребнадзора выходят на место, подозрительную продукцию изымают и отправляют в лабораторию на анализ. Как правило, рассказывают нам, до этого проходит энное количество времени, и все концы виновники прячут.

Но бороться все равно надо. Хотя бы потому, что Роспотребнадзор вполне может обнаружить другие нарушения и виновный все-таки понесет хоть какое-то наказание. И потом, сама проверка уже напрягает.

И еще. Законодательство предъявляет определенные требования к товарному ярлыку, то есть к этикетке. В частности, на ней обязательно должна быть дата, проставленная изготовителем. То есть наклейки на тортах с непонятно кем напечатанными датами — первое, что должно насторожить. Просто это не надо брать. Ведь любому понятно, для чего так делается. И неважно, кто переклеил стикер с датой — водитель или продавец. Результат для того, кто это съест, один и тот же.

Галина СЕРОВА, Газета "Вперед"