Наталья Горбунова: "Образование переживает революционное время"

13 декабря 2010 4671

Для многих школа — казенный дом, для нее — родной, и ему директор школы №21 Наталья Горбунова отдала без малого 30 лет. Ощущение творческой атмосферы и комфорта в этих стенах чувствует не только она, иначе как объяснить тот факт, что 15 педагогов коллектива — выпускники этой альма-матер.

Наталья Горбунова: «Образование переживает революционное время»

А еще в разные годы в двадцать первой учились директор Сергиево-Посадской гимназии Иосиф Борисович Ольбинский, бывший мэр города Сергиева Посада Сергей Александрович Персианов, директор физико-математического лицея Вячеслав Григорьевич Сухов, бывший начальник районного управления образования Елена Евгеньевна Сидорова, директор центра «Наследие» Валентина Львовна Калиушко, бывший директор школы №1 Людмила Евгеньевна Карпова. Здесь пионервожатой начинала свою профессиональную карьеру Валентина Николаевна Варенова и ставила перо в школьных сочинениях редактор газеты «Вперёд» Наталья Андреева...

— Наталья Владимировна, ваша школа на днях отпразднует свой полувековой юбилей. До вас эту школу возглавляли еще пятеро...

— Да. Первым директором была Екатерина Петровна Осипова — личность, безусловно, выдающаяся. На то время она заведовала районным отделом образования. По признанию многих педагогов, именно ей удалось сформировать дружный, творческий и трудоспособный коллектив. Однако, поскольку была уже предпенсионного возраста, в школе Екатерина Петровна проработала недолго.

Самые яркие воспоминания у коллектива остались от Галины Ивановны Журавлевой, прекрасного душевного человека, профессионального педагога и незаурядной личности. Она руководила школой около 10 лет.

Директор Бужаниновского детского дома Петр Червоненко в своей книге воспоминаний писал, что именно в годы Галины Ивановны школа №21 была сильна внеклассными мероприятиями. На смену Журавлевой пришла Галина Арсеньевна Иванова. При ней укрепилась и развилась связь школы с шефами — работниками ЗОМЗа. Тогда появилась мастерская для октябрят, сделанная шефами, — в кабинет труда для начальной школы приезжали учиться со всего района. Потом директором была назначена Лия Прокопьевна Коган. До этого она работала организатором в одиннадцатой школе, затем директором в школе №23 в Семхозе. Двадцать первой школе Лия Прокопьевна отдала 15 лет. При ней я начала работать организатором внеклассной деятельности. Лия Прокопьевна была требовательной к себе и к нам, учителям, эти годы я считаю для школы самыми продуктивными.

— Сегодня у вас продолжают трудиться много педагогов-ветеранов, которые отдали учебному заведению 30 и более лет.

— Более 47 лет проработала в школе учитель истории, отличник просвещения Татьяна Сергеевна Акимова, почти 40 лет — учитель математики Людмила Васильевна Кузина. Да и мы уже дожили до звания старожилов школы. Назову учителя труда Татьяну Ивановну Кузьмину, педагогов французского языка Марину Ивановну Евдокимову и Татьяну Алексеевну Князеву. Более 20 лет в школе проработала учитель начальных классов Галина Ивановна Баранова. Среди наших педагогов есть и мои выпускники — учитель русского языка и литературы Ольга Алексеевна Макарова и учитель начальных классов и мой заместитель Ольга Ивановна Бондарь. Еще одна выпускница нашей школы Ирина Валентиновна Крылова теперь преподает здесь русский язык и литературу.

— За полвека в школе многое изменилось?

— Сегодня в образовании поистине революционное время — вступил в силу новый учебный план, вводятся новые образовательные стандарты.

А несколькими годами раньше наша школа одна из первых приняла участие в эксперименте по введению в общеобразовательных школах профильного обучения. Сейчас учащиеся могут выбрать направление, которое им ближе — социально-гуманитарное или техническое. В нашей школе одними из первых были введены элективные курсы, где нашли апробацию новые технологии в учебной практике, такие, как исследование, проектная деятельность.

Конечно, перемены проходят нелегко, ведь учителя по натуре консерваторы. Понятия приходится менять не только учителям, но и ученикам, и их родителям, потому что им тоже очень трудно разобраться во всех премудростях преобразований. Но, мне кажется, это правильно. Нужно уметь быстро адаптироваться в стремительно меняющемся мире. Вы посмотрите, что происходило в 90-е годы, когда грамотные люди, профессионалы в своей области, оказывались невостребованными, не могли себя найти. Задача новых стандартов — сформировать мировоззрение человека так, чтобы он мог учиться в течение всей жизни. Как сказал наш президент Дмитрий Медведев, нужно научить детей учиться всю жизнь, чтобы знания не были застывшими.

Наталья Горбунова: «Образование переживает революционное время»

— Вы строгий директор?

— Думаю, что нет. Конечно, когда вызываешь к себе «на ковер», приходится быть строгой, но я очень отходчива, не мстительна, люблю людей и открыта для всех. Ко мне часто приходят бывшие ученики, приводят своих детей, и я шучу: «Твоих в школу не возьму, ты таким был хулиганом!» Но, естественно, беру всех и никаких гонений никогда не устраиваю.

— Что бы вы в будущем хотели для школы?

— Хочется, чтобы были уютные кабинеты, красивые рекреации, чтобы в столовой вкуснее кормили, а взаимоотношения учителей, учащихся и их родителей были добрые. В идеале хотелось бы, чтобы школа стала для воспитанников не казенным учреждением, а домом. Ведь дети приходят сюда не на год-два, а на десять лет. Они должны не просто получить аттестат, а прожить эти годы полноценно. Еще наш бывший ученик Иосиф Ольбинский мечтал превратить свою гимназию для учащихся во второй дом. И хоть у него там было всего двести человек, а у нас тысяча, эта идея близка и нам.

Как вы планируете отметить юбилей?

— Праздничным концертом, который состоится 17 декабря. Обещаю, что будет очень интересно. Чем-чем, а талантами наша школа богата. Возможно, не так богата медалистами и победителями олимпиад: за полвека 45 медалистов — это, наверное, не самый большой урожай. Но я считаю, что не медали и отличные оценки характеризуют человека. Вот у нас недавно в школе был порыв трубы. Помочь устранить протечку пришел не кто-нибудь, а бывший ученик. И мне не важно, что он не учился на «отлично», зато я знаю, что у него золотые руки и доброе отзывчивое сердце, и он обязательно выручит в трудную минуту.

Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА, Газета "Вперед"